Сергей Александрович Есенин — великий поэт, сборник стихов которого есть едва ли не в каждой семье, а его произведения давно разошлись на цитаты. Этот человек, несомненно, обладал большим талантом, но вот к своим близким, в частности, к жёнам, поэт относился не очень хорошо.
У любвеобильного Есенина было много женщин, но его официальными жёнами были всего три: Зинаида Райх, Айседора Дункан и Софья Толстая. Софья Толстая стала последней женой великого поэта, но не последней его любовью. Трудно сказать, была ли вообще любовь с его стороны.
Первый раз Толстая и Есенин увидели друг друга в литературном кафе, где знаменитый поэт был завсегдатаем и частенько декламировал там свои стихи. Софья была просто очарована красавцем Сергеем, о чём потом писала в своих воспоминаниях:
Нам явно повезло: вскоре после нашего прихода стихи начал читать Есенин. О Есенине, вокруг имени которого уже в те годы стали складываться самые разноречивые «легенды», я слышала до этого. Попадались мне и отдельные его стихи. Но видела я Есенина впервые. Какие он тогда читал стихи, мне трудно сейчас вспомнить. Да и не хочу я фантазировать. К чему это? Память моя навсегда сохраняет с той поры другое: предельную обнажённость души Есенина, незащищённость его сердца…
Но личное их знакомство произошло позже, в доме у Галины Бениславской в Брюсовском переулке, где одно время жили Есенин и его сестра Катя. Есенин пошёл провожать Софью, и так начался их роман, который перерос в брак.
Стоит отметить, что до брака с Есениным Толстая уже побывала замужем, а во время их знакомства она была любовницей писателя Бориса Пильняка. Как рассказывали общие знакомые пары, ещё до свадьбы Есенин говорил друзьям, что не любит Софью, что у неё ноги волосатые и вообще она похожа на своего дедушку.
В воспоминаниях Анны Берзинь о Есенине есть совершенно непотребные подробности. Она пишет, что как-то Есенин и Толстая пришли к ней в гости. Есенин напился или притворился, что пьян, вышел в другую комнату, попросил, чтобы туда зашел Юрий Либединский, и вдруг с испуганным и напряженным лицом проговорил: «Я поднял подол, а у нее ноги волосатые. Я закрыл и сказал: „Пусть Пильняк. Я не хочу. Я не могу жениться“». Все это он почти прокричал, желая, видимо, чтобы невеста, сидящая в другой комнате, слышала это. Но та сделала вид, что ничего не слышит. А он продолжал жаловаться: «Я человек честный, раз дал слово, я его сдержу, но поймите, нельзя же так – волосы, хоть брей».
После женитьбы Сергей переехал к Софье, но их совместную жизнь нельзя было назвать счастливой. Есенин много пил и водил в дом друзей, спуская все свои заработки на длительные загулы. При этом Софья терпела его выходки и всё прощала, поскольку сильно любила.
Жизнь в доме Толстых Есенина угнетала, а нелюбимая жена сильно напрягала. Он жаловался, что его везде преследует толстовская борода, поскольку повсюду весели портреты Льва Николаевича. Однако уйти поэт не мог, поскольку уходить ему было просто некуда. Тогда Есенин не придумал ничего лучше, как лечь в клинику Ганнушкина.
В больнице поэт не столько лечился, сколько прятался от окружающего мира, улицы и самого себя. Негде жить – ложись в больницу. Потому и лечение эффекта не давало. Какой может быть эффект, если Есенин то и дело сбегал, чтобы уйти в очередной загул?
Последний его побег был в Ленинград, к петле «Англетера»...
Брак Есенина и Толстой был совсем недолгим — меньше года. Софья тяжело пережала его уход, чтобы успокоить она занялась сбором материала для создания есенинского музея. Хотя она ещё раз вышла замуж, есть версия, что всю свою жизнь Софья Толстая продолжала любить Сергея Есенина.