Очень гостеприимно меня принимали в большом благоустроенном кирпичном доме в центре хутора Лобова Балка Новопашковского сельского поселения. В нем живет две очень дружные семьи: Елена и Саркис, Иван и Цагик, у всех одна фамилия – Товмосьян.
Из уважения к своим родителям слово для беседы все предоставили Цагик Аваковне – жене, маме и свекрови.
Она единственная из всех, кто родился не на Кубани, а в хуторе Шаумяновском Ростовской области. Там же закончила семь классов. В Лобовой Балке жили родственники ее старшей сестры. И когда Цагик исполнилось 18 лет, юную девушку представили будущим свекрови и мужу как очень хорошую, добрую, трудолюбивую.
Молодые люди при встрече почти не разговаривали, стеснялись, но друг другу понравились. В марте их обручили по армянскому национальному обычаю и уже через месяц, 23 апреля 1966 года, сыграли свадьбу. Свекрови очень нужна была трудолюбивая помощница в семье. В колхозе в то время раздавали для прополки участки с сахарной свеклой. И свекровь спросила невестку: «Сможем мы три гектара прополоть?» Цагик до этого никогда не работала на колхозных полях, только дома на огороде, но уверенно сказала: «Да, конечно!» Не могла же она подвести свою новую семью. И они взяли три гектара на обработку, свекровь всегда числилась в передовиках. А чем крупнее была делянка, тем больше сахара после сбора урожая за нее давали.
Всю жизнь Цагик Аваковна проработала в колхозе: и полола, и сено скирдовала, и коров доила, и даже овец стригла. В колхозе тогда много овец держали, мужских рук не хватало, поэтому стригли их и женщины. Цагик Аваковну даже на соревнования посылали в другой район, первое место она не заняла, но честь колхоза защитила достойно. Женщина очень хвалила свою свекровь Кнарик Каспаровну, которая была трудолюбивой, строгой, но справедливой. Рассказала, что люди в хуторе помнят ее за гостеприимство и хлебосольность. Гостей к ним много тогда приезжало, даже на полу спали.
– Трудно мы тогда жили, но весело, – рассказывала Цагик Аваковна. – И детский сад у нас тут был, и кино в клубе показывали. Бывало, с фермы вернусь, слышу, привезли индийский фильм. Бегом бежала смотреть, как и все тогда.
42 года проработала женщина в колхозе, который сначала назывался «Россия», потом «Нива Кубани».
Интересная и непростая биография и у Ивана Геворгиевича. Родился он в Лобовой Балке, своего отца Геворга видел только на фотографии. Тот ушел на фронт, оставив дома дочь и беременную жену. А перед этим попросил: «Если сын родится, назовите Иваном». Его волю исполнили. И все внуки этого героя Великой Отечественной войны теперь – Ивановичи по отчеству. Старшая его дочь погибла еще будучи молоденькой девушкой.
В те времена в Лобовой Балке была другая школа, в которой преподавали русский и армянский языки. Иван проучился в ней один год. А во второй класс уже перешел вместе со всеми в новое здание, только что построенное, в котором местная школа существует и поныне. Сразу после ее окончания пошел работать в колхоз, трудился сначала помощником конюха, а когда повзрослел, его перевели скотником на ферму. Осенью и весной работал на севе. У него 43 года трудового стажа, он имеет звание «Ветеран труда».
Цагик Аваковна и Иван Георгиевич воспитали троих детей. Старший сын Георгий закончил автотранспортный техникум, живет рядом, в соседнем доме, он фермер. Дочь Зоя вышла замуж в Крыловскую, швея по образованию. С семьей младшего сына Саркиса они сейчас живут в большом благоустроенном доме, построенном на их подворье. Он тоже фермер и уже 10 лет является депутатом Новопашковского сельского поселения. Его жена Елена родом из станицы Октябрьской, она из интернациональной семьи: папа у нее армянин, а мама русская. Ни разу не пожалела, что переехала из станицы в отдаленный хутор.
– У меня замечательный муж, я за ним как за каменной стеной, – рассказывала женщина.
Не жалуется на жизнь и ее свекровь:
– Я хорошую жизнь прожила, у меня такие замечательные дети, семь внуков у нас и семь правнуков, восьмого ждем! Я счастливая женщина.
Ольга Подобная, фото автора.