Вопрос, подадут ли к самолету автобус или телетрап, во многом относится к разряду философских и не имеет однозначного ответа. С одной стороны, предугадать это невозможно. С другой, стоит хотя бы попытаться. Кому с наибольшей вероятностью повезет не замерзнуть на перроне аэропорта этой зимой – рассказываем в нашей статье.
В преддверии зимнего сезона, когда все авиакомпании и аэропорты России, опережая друг друга, стремятся рассказать об особенностях осенне-зимнего расписания, для пассажира на первый план выходят вопросы практических свойств: что положить в чемодан, а что взять в ручную кладь, надевать ли теплую куртку, – и тому подобные. Во многом ответ на них зависит от того, подают ли к самолету автобус или телетрап. Попробовали разобраться, можно ли это предугадать и поспособствовать комфорту пассажира.
Подача зависит от различных факторов, говорят в авиакомпании Nordwind. При нормальном стечении обстоятельств аэропорт, зная свое расписание и какие типы самолетов будет обслуживать на прилет и вылет, составляет суточный план и корректирует его в процессе выполнения. Расстановка самолетов на тех или иных стоянках планируется заранее.
«Однако существуют и оперативные корректировки, которые могут повлиять на назначение телетрапа как у авиакомпании, так и у аэропорта. Например, в случае задержки рейса, борт, запланированный ранее на постановку под телетрап, может быть размещен на удаленной стоянке. И наоборот», – говорят представители авиаперевозчика.
Важным фактором является тип рейса. В пресс-службе аэропорта Сочи объясняют, что разворотные рейсы, которые требуют быстрой подготовки к следующему вылету, чаще обслуживаются через телетрап, так как это позволяет быстрее высадить пассажиров. Если воздушное судно базируется в аэропорту и у него есть «перерыв» между рейсами, то ставить его к телетрапу не имеет смысла с точки зрения управления ресурсами аэропорта.
«Выбор места стоянки для воздушного судна в аэропорту – контактной или удаленной – чаще всего зависит от времени оборота рейса и пожеланий авиакомпании. Чем меньше время «оборота» (пребывания самолета в воздушной гавани) – тем выше вероятность, что воздушное судно будет обслуживаться на контактной стоянке, а высадка и посадка пассажиров будет вестись с помощью телескопического трапа», – соглашаются в пресс-службе Домодедово.
Одним из ключевых факторов для принятия решения является количество пассажиров: чем больше людей летит на рейсе, тем выше вероятность использования телетрапа, поскольку это значительно ускоряет и упрощает процесс посадки и высадки пассажиров.
В Домодедово, например в числе 37 телетрапов есть и специальные «двухголовые» для приема дальнемагистральных самолетов большой вместимости типов Boeing-747, Boeing-767, Boeing-777, Airbus A330, и Airbus A380. Но, оказывается, технически у аэропорта есть возможность обслуживать даже A380 на удаленной стоянке: для этого подходит самоходный трап с телескопической раздвижной лестницей.
Хотя на практике, конечно, высадка и посадка на рейсы А380 осуществляется с помощью телетрапа. Но из этого следует сделать вывод, что сам по себе перелет на широкофюзеляжном самолете тоже ничего не гарантирует. Если рейс прилетит в часы пиковых нагрузок с задержкой, когда все телетрапы заняты, его могут направить на удаленную стоянку. Даже если на борту большое количество пассажиров.
«Аэропорт Сочи в высокий летний сезон 2024 года обслужил 7,9 миллионов пассажиров, самолеты 35 авиакомпаний вылетали по 85 направлениям. В такие периоды, когда в день в аэропорту может быть до 340 рейсов, телетрапы становятся особенно ценным ресурсом, так как их в аэропорту их 10, а общее число стоянок – 64», – приводят пример в пресс-службе южного хаба.
В целом же аэропорты при наличии телетрапа, если иное не предусмотрено их соглашениями с авиакомпаниями, самолеты стараются ставить к ним, поскольку это существенным образом облегчает бизнес-процессы, говорят в Nordwind.
Обслуживание на удаленной стоянке с подачей автобусов обходится авиакомпаниям почти в два раза дороже, чем использование телетрапа. Это делает второй вариант более предпочтительным с точки зрения сокращения затрат для авиаперевозчика. Что все равно не гарантирует подачу к борту «рукава»: если все телетрапы заняты, рейс поставят «под автобус».
«Отметим, что один перронный автобус вмещает около 100 человек, и если борт широкофюзеляжный, то автобусов нужно два и более», – уточняют в аэропорту Сочи.
По факту для пассажира это может значить, что те пять-десять человек, кому особенно не повезет, останутся стоять «в тамбуре» самолета при открытой двери, когда первый автобус уже уехал, а второй еще не пришел.
Телетрап позволяет значительно сократить время наземного обслуживания большинства современных самолетов и улучшить пассажирский сервис. Особенно это важно для тех, кто летит с пересадкой и авиакомпаний, которые перевозят транзитных пассажиров.
«Фактически в аэропорту Домодедово при трансферном обслуживании багаж перегружается быстрее, чем пассажир пересаживается с рейса на рейс. Наша воздушная гавань обслуживает через телетрапы 80% рейсов», – объясняют в аэропорту.
В Домодедово говорят, что телетрапы соответствуют концепции «сухих ног», принятой в воздушной гавани: при посадке пассажирам нет необходимости выходить на улицу, а в галереях поддерживается комфортный микроклимат в любое время года.
Кроме того, контактные стоянки более экологичные, так как на них для обеспечения самолетов электроэнергией используются стационарные источники питания вместо дизельных агрегатов, которые применяются на удаленных стоянках.
В авиакомпании Nordwind говорят, что туристу невозможно предугадать, поставят самолет под телетрап или автобус.
«Информация об изменении стоянки может появиться даже после посадки воздушного судна, поскольку на перроне происходит множество процессов», – констатируют в пресс-службе перевозчика.
Это же подтверждают опрошенные «Вестником АТОР» пилоты и стюардессы: нет такого, чтобы экипаж сам знал некий секрет, куда «припаркуют» самолет, но хранил эту тайну от пассажиров.
«Мы сами зачастую узнаем об этом в самый последний момент. Лишь иногда можно выяснить это у диспетчера на подлете», – сказал командир воздушного судна, с которым побеседовала наша корреспондентка.
В одном можно быть уверенным наверняка: телетрап точно не подадут там, где его нет.
А в некоторых небольших аэропортах, таких как Вологда, Иваново или Кострома, до терминала, который расположен совсем близко, предлагается прогуляться пешком.
И, вопреки мифам, такое происходит у нас не «от бедности», это тоже нормальная международная практика: в аэропорту Маэ на Сейшелах пешком пассажиры проходят даже к широкофюзеляжным самолетам.
И под конец маленький бонус – вот на таком очаровательном ЗИЛ 130 АППА еще совсем недавно катали пассажиров в аэропорту Архангельска «Васьково».
Екатерина Тропова
Фото: АТОР