Узнав о том, что его кандидатура была выдвинута Российской академией наук на соискание премии по литературе за 1906 год, Толстой написал письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В письме он просил своего знакомого через шведских коллег сделать всё возможное, чтобы ему не присудили премию. Толстой объяснил это тем, что ему было бы неприятно отказываться от неё, если бы она была присуждена.
Ярнефельт выполнил просьбу, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно только итальянским литературоведам.
Толстой был рад, что премия ему не досталась. Он писал, что это избавило его от необходимости распоряжаться деньгами, которые, по его убеждению, могут приносить только зло. Кроме того, он был счастлив получить выражение сочувствия от стольких людей, хотя и незнакомых ему, но глубоко уважаемых.
С точки зрения современного прагматизма и реалий времени, а также психологии большинства людей, мысли и действия Толстого кажутся парадоксальными. Он считал, что деньги — это зло, но на них можно было бы сделать много добрых дел, например, раздать их крестьянам или неимущим. Можно придумать множество объяснений с нашей субъективной точки зрения.
Однако логика гения не соответствовала этим объяснениям. Возможно, это было связано с тем, что он был гением? Или же он был гением и поэтому мыслил столь парадоксально?