Второй этап нашего поискового маршрута в сторону восточной части Ольховского болота, где по нашим предположениям могла находиться трасса узкоколейки, начался утром рабочего дня.
Предварительно посмотрели схемы и планы, изучили местность через спутниковые карты и постарались извлечь урок из прошлого нашего похода в этот же район.
Провели обмен мнениями и решили попасть в интересующий нас район с другой стороны. А именно через село Светлое, там с давних пор существует брод, которым с незапамятных времен пользовались жители этого населенного пункта.
Инициатором, проводником и основной движущей силой, как всегда, идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов, а так же председатель Рефтинского общества РОРиК Ю.М.Сухарев, и еще один наш постоянный спутник в самых трудных и, можно сказать, ответственных маршрутах А.Б.Шершнев, а замыкающим шел автор этих строк.
Выехав на берег реки Пышмы, первым делом, конечно, произвели «разведку боем». Владимир Николаевич облачился в болотные сапоги и пешим порядком осторожно ступая по каменистому дну медленно двинулся вперед. Даже не дойдя до средины реки стало ясно, здесь и сейчас при таком уровне воды, реку в брод на нашем автомобиле не переехать.
Несколько лет назад в летний период мы наблюдали, как в этом же месте два пацана на мотоблоке с прицепом переехали реку вброд. А во времена последней четверти ХХ века по этому броду мы переезжали вброд на «Жигулях» первой модели. Здесь же можно добавить, что в советский период, пока не была построена новая дорога на Красный маяк, через село Светлое, как только «вставала» зимняя дорога, шли вереницы грузовиков на комбинат «Ураласбест» за щебенкой, асфальтом и другими стройматериалами. Со стороны Южных отвалов комбината дорогу прогребали бульдозером и она исправно работала до начала таянья снега.
А вот сегодня нам не повезло, уровень воды был высок, но, как пели в одной шутливой песенке, настоящие герои всегда идут в обход. Пришлось применить второй вариант (а был еще и третий), который предусматривал заезд в лесной массив с другой стороны.
На этот случай у нас была пара запасных вариантов. Один — это предположение или можно сказать вычисленное аналитическим способом место, где могли проходить узкоколейные пути железной дороги и точка, где они пересекали современную высоковольтную линию. Это чисто теоретическое предположение, но его точно также надо проверить. И второй вариант, это ближе к речке Роговой, где на правой стороне автодороги ближе к Рефту нами уже найденные железнодорожные пути узкоколейки. Они в нескольких местах пересекают современную асфальтированную дорогу и уходят в западом направлений, но в разных местах.
По нашему мнению или, можно сказать, заключению, которое исходит из найденных останков на местности, мы склонны думать, что это погрузочные площадки заготовленного леса. Есть вариант поехать туда и проследить направление трасс узкоколейки. Или попытаться найти новое ответвление. Но это в том случае, если мы по каким то причинам не сможем заехать в лес.
Двигаясь по дороге, мы, конечно, сверились с бумажными картами и внимательно посмотрели спутниковый навигатор, который показал, что мы подъезжаем к нужному повороту. К нашему удивлению мы обнаружили, что есть ещё любители лесных прогулок и на кромке леса стояла автомашина.
Свернув с дороги, мы оставили машину в густом сосняке. Проверили снаряжение, аппаратуру, ещё раз сверились по карте и по современной спутниковой навигационной системе и конечно хорошо сбрызнули свою одежду и сапоги современными химикатами для отпугивания клещей.
В начале нашего пути вышли на просеку, которую мы теоретически приняли за трассу узкоколейной железной дороги и по всем показателям она как будто соответствовала по направлению, по ширине и полузаросшему состоянию. По всем параметрам подходила под этот стандарт, но в процессе движения по результатам проведенных поисков мы не могли с уверенностью сказать, что именно на этом месте проходила трасса узкоколейки. Нашли современные и старинные болты от техники, которая тут работала, а так же нашли штыри, которые применялись для строительства лежнёвых дорог.
Шагаем по дороге, которая находится в относительно хорошем состоянии и приходим к заключению, что в теории здесь можно проехать на автомобиле повышенную проходимости, ну и, как минимум, на «Ниве» или «УАЗике», они здесь пройдут однозначно. Через полчаса дорога вышла на другую наезженную лесную дорогу, которая очевидно и эксплуатируется лесозаготовителями. Дорога вся разбита большие колеи, лужи и там, где были небольшие болотинки, дорога растоптана до жидкообразного состояния. А колеи залитой водой.
Дорога, скорее всего, должна выходить на высоковольтную где лесорубы и работают, - такое заключение сделали мы и шагая вдоль наезженной колеи, даже не смотрели на карту или компас. Ну и как всегда немножко ошиблись, дорога повернула влево, мы заняты разговорами, прошли, и когда в очередной раз глянули на карту, компас и спутниковый навигатор, оказалось, что удалились от нашей дороги на юг. Пришлось вернуться на развилку.
Наши поиски продолжились по другую сторону высоковольтной. Дорога, которая идёт по квартальной просеке перпендикулярно высоковольтной, это в западом направлении, мы предполагали что на этой квартальной должна быть уложена одна из веток узкоколейной железной дороги. Но никаких подтверждений нет. Пройдя по квартальной около получаса, решили, что надо проверить дорогу, которая шла параллельно высоковольтной. Это остаток старой Мокринской дороги по которой мы проходили в прошлый наш выход. Двигаясь в южном направлении с поисковыми мероприятиями, прошли ещё почти один квартал. Дорога соединяется с тем участком, на котором мы были раньше, и вернулись в обратном направлении по старой Мокринской дороге.
По высоковольтной мы не пошли, потому что там всё заросло кустами, не прорублено и не просматривается вообще никакой дороги. Вернувшись обратно на Мокринскую дорогу, прошли до пересечения с квартальной и вышли на тот путь, которым мы пришли сюда.
На сегодняшнем маршруте наша теория, что в этом районе должна находиться узкоколейка, пока не подтвердилось. Мы прошли довольно приличное расстояние, но нет ни одного предмета, ни одного подтверждения на тему наличия здесь железнодорожных путей.
А. Копырин, краевед, член Русского географического общества