Принятие бюджета региона на будущий год не обошлось без громких фраз на 35-ой сессии АКЗС. Депутаты говорили о многом — и что хорошего учли в законе, и чего еще не хватает. Но бюджет приняли. Каким он в итоге стал и что о нем думают члены парламента — читайте в материале.
Перед окончательным рассмотрением бюджета края на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов депутаты вернулись к первому чтению, чтобы внести изменения. Объем межбюджетных трансфертов вырос на 11,4 млрд рублей, что увеличило общую сумму безвозмездных поступлений до 68 млрд рублей. Прогноз по собственным доходам бюджета также скорректирован — они выросли на 1,4 млрд рублей, достигнув 112,2 млрд рублей. Общая доходная часть составила 180,3 млрд рублей.
Расходная часть бюджета ко второму чтению увеличилась на 13 млрд рублей и составила 192,4 млрд рублей. Дефицит краевого бюджета определен в размере 12,1 млрд рублей.
По словам Александра Локтева, главы комитета АКЗС по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям, ко второму чтению поступило более 160 поправок на сумму около 20 млрд рублей. Многие из них учли.
На что пойдут деньги? Среди изменений:
Также увеличили расходы на социальную сферу, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и спорт. Заложены средства на индексацию зарплат и пособий, закупку школьных автобусов, медицинского транспорта и дорожной техники, а также на ремонт систем водо- и теплоснабжения в муниципалитетах.
Отмечается, что львиная доля бюджетных расходов пойдет на социальную сферу — 67% (129,3 млрд рублей).
«Такой план бюджета сбалансирован по доходам и расходам. Он позволяет обеспечить участие Алтайского края в национальных и федеральных проектах, дает возможность для развития бизнеса, предусматривает индексацию заработной платы, обеспечивает поддержку муниципальных образований и соответствует действующему законодательству», — подчеркнул в своем докладе Данил Ситников, глава регионального Минфина.
Утверждение проходило в эмоциональном ключе. Каждое движение выступало со своими инициативами, которые нашли или не нашли отражения в конечном варианте бюджета на 2025 год.
Так, например, представители фракции КПРФ еще на предварительном заседании профильных комитетов предложили поправку о внесении дополнительной статьи расходов в бюджет края. Средства предложили направить на выплаты работникам службы скорой медицинской помощи — в размере 300 млн рублей. С соответствующим заявлением выступил заместитель руководителя фракции Антон Арцибашев. Поправку не рассмотрели, так как ее внесли позже оговоренного срока (7 ноября).
«При этом беспрецедентном росте на миллиарды правительство не хочет, именно не хочет, предусмотреть 300 млн рублей на выплаты скорой помощи. Идет колоссальный отток кадров, люди работают на несколько ставок, скорая умирает на селе. Регион имеет право выделять средства на эти доплаты из своего бюджета. Мы вернемся к этому вопросу хоть в марте, хот в апреле, но можем начать это делать уже с января».
Этот вопрос решили рассмотреть отдельно позже — вне контекста планирования бюджета.
Между тем относительно довольны остались депутаты от фракции «Коммунистическая партия Коммунисты России». Руководитель фракции Сергей Матасов подчеркнул, что из 15 предложенных партией правок 10 учли. На ряд социальных направлений средств выделили больше. Например:
Сергей Матасов выразил сожаление относительно тех позиций, по которым расходы краевого бюджета не растут — а следовало бы, по мнению фракции. К ним относится индексация студентов (4,5%), невыделенные средства на реставрацию краеведческого музея, а также на памятник И.В. Сталину.
«Зато выделены средства жертвам политических репрессий — около 280 млн рублей. На наш взгляд, их лучше было направить детям войны и тем, кто проливал кровь, защищая нашу советскую родину, — подчеркнул депутат. — Мы понимаем, что ситуация непростая. Хотелось бы иметь бюджет в два или три раза больше, как у наших коллег из Татарстана. Тем не менее большая часть наших поправок учтена и при таком бюджете, поэтому мы поддерживаем проект во втором чтении».
Александр Молотов, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду», отметил, что партия при формировании позиции исходит из ответа на три важных вопроса: первый — увеличение основных параметров бюджета по отношению к предыдущему году, второй — какие изменения претерпел законопроект между первым и вторым чтениями.
Третий вопрос — насколько были учтены поправки от фракции ко второму чтению. Здесь тоже хорошо: на основании поправок «Справедливой России» было выделено или распределено почти 2 млрд рублей, в том числе средства на проекты по благоустройству, здравоохранению, водоснабжению и др.
Хотя некоторые принципиальные моменты не приняли: например, увеличение индексации зарплат некоторым бюджетникам и ежемесячных выплат ветеранам труда. Но во избежание дестабилизации обстановки в краевом парламенте и во избежание конфликта партия идет на компромисс и поддерживает проект бюджета с надеждой вернуться к неучтенным ранее поправкам позже.
«Мы понимаем, что в сложившейся сложнейшей ситуации сверстать проект бюджета намного лучше, чем у наших разработчиков, вряд ли бы у кого-то получилось. Особенно если взглянуть на другие регионы: во многих основные параметры не только не растут, но еще и сокращаются, в отличие от нашего», — заключил Александр Молотов.
У правых все проще — в положительном направлении идем, уже хорошо. И здесь тоже ставят во главу угла консолидацию в непростое время. Споры отложили на потом.
Владимир Семенов, руководитель фракции ЛДПР, одобрил поддержку местных инициатив, а также введение социальных выплат на «золотую свадьбу» и усыновителям. При этом депутат напомнил, что его партия говорит о спорте в АКЗС уже не первый год:
«Отрадно, что динамика увеличения расходов на спорт в этом году, наверное, лучшая за последние годы. Мы рассчитываем, что мы с вами не остановимся на достигнутом. Напомню, что мнение фракции таково: здоровая нация — это спортивная нация. Примерно то же самое говорит и федеральный министр спорта Михаил Дегтярев».
Наряду с этим Владимир Семенов подчеркнул, что его фракция продолжит работать на благо края и поддержит законопроект, особенно учитывая, что все их правки учтены:
«ЛДПР, безусловно, оппозиционная партия. Если бы у нас была возможность реализовать все наши инициативы, бюджет края был бы намного лучше, мы точно смогли бы увеличить доходы и потратить бы их более эффективно. И жестко спросили бы всех за каждый потраченный или не потраченный рубль, а не как это происходит сейчас. Но все эти "бы" — это проблемы нашей партии, которые мы будем решать на последующих выборах. Тем не менее, все наши правки учтены, нам есть что сказать избирателям, у фракции нет причин не поддержать проект бюджета».
Не все депутаты горели желанием спорить. Некоторые согласились с планом без особых нареканий. На сессии в противовес оппозиционным доводам прозвучали и более сдержанные слова.
Депутатам КПРФ возразила Елена Хрусталева, зампредседателя комитета АКЗС по здравоохранению. Она подчеркнула, что социальные меры поощрения медицинским работникам обозначены как выплаты из федерального бюджета. Соответственно, с учетом дотационности региона, решать вопрос нужно начиная с федерального уровня. Если не получится урегулировать это повторным обращением в государственную думу, то решение будут принимать все-таки на краевом уровне.
Александр Лазарев, депутат от фракции «Единая Россия» и зампредседателя комитета АКЗС по здравоохранению, отметил, что проблем в Алтайском крае всегда было много, но регион постепенно движется вперед. По мнению депутата, противоречия стоит отложить при принятии основополагающего документа на будущий год, а нынешний бюджет сбалансирован идеально, и этот баланс не стоит нарушать.
В поддержку бюджета высказался и Сергей Приб, руководитель фракции «Единая Россия». Он отметил, что федеральный ориентир демонстрирует беспрецедентный вклад в ВПК, однако в сложнейшей ситуации Алтайский край смог сохранить социально ориентированную направленность бюджета, что большое достижение.
Как итог — бюджет принят, какой он есть. За принятие бюджета проголосовали 46 депутатов, 17 — воздержались.