Сирота Владимир из Алтайского края восемь лет не мог добиться получения положенной по закону квартиры. «На учете не стоите», «поздно обратились» — вот и все ответы ведомств. Но в этом году, когда ему уже перевалило за 30, жилплощадь государство все-таки дало. И помощь в своем непростом вопросе он получил, оказавшись в местах лишения свободы. О тернистом пути с крохой надежды на светлое будущее — в нашем материале.
Чтобы повидаться с новоиспеченным обладателем новой квартиры, нам даже не пришлось ехать в колонию. Владимир сейчас пребывает в исправительном центре при одном из предприятий. За хорошее поведение пенитенциарная система дает заключенным возможность смягчить наказание — отправится в колонию-поселение или на принудительные работы.
От проходной завода до самого исправительного центра колонии-поселения №2 нас, журналистов, подвез начальник центра Максим Новиков. Готовя для пассажиров машину, убрал в багажник детское кресло и в спешке обронил из него мягкую игрушку. Плюшевого Пятачка мы из свежего снега достали и вернули — начальник в ответ его заботливо отряхнул и водрузил на прежнее место.
Эта забота сквозила и в отношении к подопечным. Историю Владимира Максим Новиков вспоминал и излагал дотошно, поднимая свои записи, заключение суда и еще охапку документов. Заодно напомнил, почему эта история вообще оказалась возможной:
В 2024 году вступил в силу закон о пробации. Осужденным оказывают помощь в социализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, – рассказал Максим Новиков. – Осужденные могут обратиться с самыми разными вопросами. Мы проводим комплексное изучение личности каждого и после этого, по мере необходимости, оказываем адресную помощь. В данном случае помогли осужденному обратиться в органы, подать в суд, научили, как взаимодействовать со структурами. В Алтайском крае это первый такой случай, когда сотрудники УФСИН помогают заключенному получить квартиру.
За разговором осмотрелись. Видно, что для осужденных рабочих здесь создаются комфортные условия.
Тут же познакомились с Владимиром. Мужчина говорит, что здесь, конечно, не воля, но уже не так строго, как в колонии, — больше похоже на простое общежитие. Даже можно выходить в город на срок до четырех часов в день. На честно заработанные деньги осужденные сами покупают продукты и сами же готовят.
Телевизор, телефоны, доступ в интернет — всего хватает. В «комнате воспитательной работы» немало предметов для досуга. Осужденные могут, например, сыграть в шахматы или шашки, и даже в мини-футбол.
В разгар рабочего дня тут пустовато — в основном, все на смене. Но по тому, что мы увидели, можно сказать, что атмосфера здесь спокойная. Хотя, признается начальник центра, бывали в практике и нарушители порядка — это, например, отказывающиеся от работы или принимающие алкоголь. Таких могут отправить обратно в колонию (но только по решению суда).
Но Владимир держится сдержанно и скромно, как и его товарищи. В следующем году будет подавать на УДО — если все получится, летом уже будет ночевать в своей собственной квартире.
На вопрос о том, почему же с таким опозданием взялся за квартирный вопрос, Владимир пожал плечами:
Мне в детском доме сказали, что государство само поставит на учет. Я и ждал своей очереди. Думал, как раз в училище отучусь, там уже и пора. Сделал потом запрос в Барнаул. Мне сказали, что на учете не состою. Да и 24 года мне уже было — сказали, что поздно обратился. Но крыша над головой была, мы с женой жили вместе. Как-то я и махнул рукой. Подумал, не судьба.
Но на что судьба оказалась богата, так это на лишения. Родился Владимир в селе Шульгин Лог Советского района. Когда ему стукнуло восемь, они со старшей сестрой попали в приют. Отца не было, мать отказалась. На нее обиды у Владимира нет:
Помню, нас с сестрой как-то к ней отвозили. Но она холодно отнеслась. Вдруг ей тоже было тяжело, а мы этого не видели? Все не бывает просто. Как получилось, так получилось. Злиться не вижу причины, от злобы ничего хорошего. Наверное, хотел бы ее повидать после освобождения, уже лет 12 не виделись.
В детском доме было непросто — сложные взаимоотношения, местная «дедовщина». Повезло, что были вдвоем с сестрой. Единственное, что положительного помнит: кормили хорошо. Потом Владимир выучился на газоэлектросварщика, встретил свою любовь. Вместе с женой они переехали в Новосибирск строить новую жизнь. Обжились, в семье родились двое мальчишек.
Но спустя несколько лет, в 2019 году, жена внезапно умерла прямо на операционном столе. Владимир запил и буквально через месяц оказался за решеткой. Пьяная драка привела к статье 162 УК РФ («Разбой»). До этого приводов не было.
В колонии многие тоже оказались детдомовскими. 70% детей из приюта проходят через тюрьму, — говорит Владимир. — Те, кто тоже получали квартиру, делились историями. Меня убедили, что это возможно, и я решил попробовать снова. Чтобы иметь опору для начала новой жизни.
Первый запрос, еще из колонии, успехом не увенчался. Но в марте этого года, когда поступил в исправительный центр, дело получило новый виток.
Оказалось, первая ошибка произошла еще много лет назад, когда в Советском районе не поставили галочку «нуждающийся в жилье». Потому Владимир и не стоял на учете.
Он говорит о получении квартиры без большого восторга — после стольких лет борьбы с системой, признается, сам до сих пор не верит. Но, конечно, рад. Уже купил предметы первой необходимости: стиральную машинку, мебель.
Старшей сестры тоже уже давно не стало. А дети Владимира сейчас под опекой бабушки, и увидеться с ними непросто. Так что пригласить в свои 33 квадрата пока и некого.
Думаю, освоюсь понемногу. Надеюсь остаться работать здесь и после освобождения, — поделился планами на будущее осужденный. — Коллектив тут хороший, на предприятии переобучился на электромонтера, зарплаты хватает - 60 тысяч. Что до личной жизни, то постараюсь как-нибудь сам наладить контакт с сыновьями. Там сложно.
В рамках программы пробации, после прибытия Владимира в исправительный центр сотрудники изучили его историю и выявили потребность. Составили индивидуальный план. Не только сказали, куда обратиться, но и прошли с осужденным весь путь.
Подавали запросы в администрацию Советского района и в региональное жилищное управление. Действительно, был такой приказ от 29 сентября 2023 года от министерства строительства Алтайского края. Отказ в постановке на учет.
Позже сотрудники помогли Владимиру обратиться в Железнодорожный суд. Он признал приказ министерства незаконным, так как нуждающийся не знал о ситуации.
В марте этого года он к нам поступил. И уже в августе его проблема с жильем была решена, — рассказал Максим Новиков.
Также в рамках закона о пробации осужденные могут обратиться к сотрудникам УФСИН по поводу трудоустройства, а также по юридическим и жилищным вопросам. Помогают и с адаптацией в обществе, налаживании связей с семьей. Все для того, чтобы не было рецидивов, и бывшие осужденные могли полноценно влиться в общество.