Феодосий Мартзухос,
протосинкелл митрополии Никополи и Превезы.
Христос, объясняя саддукеям Таинство воскресения, говорил, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова, “Бог не мертвых, но живых” (Мф. 22:32). Следуя этому учению Христа, Церковь погребала умерших христиан за пределами храма, внутри которого совершались Таинства, в частности, Евхаристия, считая, что “у Бога все живы”.
Родительские субботы и поминовения усопших (если они совершаются должным образом) – это самое главное проявление Таинства Христовой Церкви. В Церкви люди борются за то, чтобы перестать быть отдельными единицами, частями, членами, пытаются объединиться с Телом Христовым – стать братьями, составить единое тело. Освободиться от разобщенности и превратиться в целостность. Пережить слова молитвы Христа к Отцу, где Он просит о будущих христианах, которые появятся после апостольской проповеди: “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня” (Ин. 17:21).
Читать по теме: Слово в Троицкую родительскую субботу Архимандрит Кирилл (Павлов)
Слово в Троицкую родительскую субботу протоиерея Павла Адельгейма
Это Таинство нашего объединения с Христом мы празднуем в день Пятидесятницы. Дух Божий, Третье Лицо Святой Троицы, Святой Утешитель, в день Троицы приходит в мир и Церковь, чтобы привести людей к истине и свободе от себялюбия, препятствующего нашему единению.
Святой Дух просвещает и освящает сердца, учит их любить и подражать Христу. Христос – центр круга, а мы – лучи. Чем больше мы приближаемся к центру, тем больше мы сближаемся между собой. Приближаясь к Богу, мы приближаемся к ближнему. Дух Божий освещает этот двойной путь, укрепляя нас в трудах по преодолению себялюбивых заблуждений. Если мы эгоистичны, мы одиноки, неподвижны в вечном движении самообмана и равнодушны. Отчуждены. Сердце наше постепенно превращается в камень. Бог Своим Святым Духом через пророка Иезекииля возглашает: “Возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное” (Иез. 36:26). Нам остается лишь ответить. Если мы согласимся, то Он придет и поселится в нас, наполнив наши сердца дарами Святого Духа: “любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием” (Гал. 5:22-23).
И если все это, пусть и для начала частично, будет присутствовать в христианах, членах Церкви, тогда и воплотится великое Таинство Церкви. И христиане, со свободой чад Божьих, которую Он даровал им и которой они радуются, начнут любить друг друга и заботиться друг о друге. И станут братьями. Обретут единство мыслей и поступков. Это единство будет обнаруживаться во всем: в радости и горе, нужде и довольстве. В результате добродетели, медленно растущие в сердцах, принесут плоды, и все люди, родные и чужие, сделаются нашими братьями.
Зная слабость и изменчивость своей природы, христиане стремятся к Причастию благодати Святого Духа. И не просто механически, принимая участие в Таинствах, но всем своим существом. С помощью Таинств они идут к освобождению от душевного и телесного себялюбия, препятствующего любви и мешающему нашему пути к ближнему.
Таким образом, накануне праздника Пятидесятницы, открывающего нам сущность Церкви, христиане молятся о своих братьях, покинувших этот мир и перешедших в состояние, близкое лишь ко Христу.
И в какой степени человек стал причастником добродетели Христа и уподобился Ему, настолько непосредственными будут и Его отношения с Ним. У мучеников и святых эти отношения самые близкие, у остальных христиан – соответственно добродетелям их. “И звезда от звезды разнится в славе” (1 Кор. 15:41). И несчастны люди, имеющие слабую или опасно малую связь со Христом, для которых Он остается чужим, и даже помехой.
Таким образом, в канун празднования Троицы, праздника, дающего надежду на человеческое обновление, Церковь Христова молится во время Евхаристии, прося Господа жизни и смерти, Владыку Христа, призреть наши слабости, простить ошибки и неведение, даровать жизнь и принести надежду на упокоение всех предстоящих Ему.
Церковь молится и просит об этом. Христос и Сам желает того же. Трагизм ситуации заключается в том, что, возможно, кто-то не хочет измениться. И на следующий день после родительской субботы, в праздник Пятидесятницы, вся Церковь коленопреклоненно молится о всех усопших: “Приими же Владыка мольбы и моления наши и упокой всех отцев, матерей, детей, братьев и сестер родных и двоюродных, и все души прежде почившие в надежде на воскресение вечной жизни и поставь духи их и имена в книге жизни, на груди Авраама, Исаака и Иакова”.
Пусть наше участие в этом празднике станет очищением, просвещением и попыткой понимания того, в чем кроется наша связь со Святым Духом. Причастие Его даров возможно лишь в Церкви, где главное – любовь к Церкви и к нашим братьям, живым и усопшим.
Когда-то и мы будем нуждаться в этой любви.
С любовью и молитвой,
отец Феодосий.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.