Миллионерша с паперти. Тайна нищенки, жившей впроголодь ради спасения детей
Пенсионерка из Подмосковья Тамара Волкова всю жизнь во всем себе отказывала и даже собирала милостыню, но оказалось — она копила деньги, чтобы перевести их в благотворительный фонд на помощь больным малышам.
Кто эта загадочная миллионерша?
«Я долго не могла поверить в это чудо! Помощнице Кате показала — вместе убедились, что, да — на счет нашего фонда перевели миллион рублей. Думали сначала, что это деньги от какой-то компании или от предпринимателя, но никак не от обычного человека, тем более — от пенсионерки», — рассказывает aif.ru директор благотворительного фонда Маша Томич. Фонд в сотрудничестве с Научно-практическим центром «Солнцево» помогает детям с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. И за пять лет его существования это был второй раз, когда на счет фонда поступила такая крупная сумма.
Девушки выяснили, что благотворитель, а вернее, благотворительница — 85-летняя Тамара Гавриловна живет под Клином, в селе Слобода, где население меньше, чем в любом столичном районе, — не больше полутора тысяч человек.
«Хотелось сказать теплые слова такому щедрому человеку. И мы отправили ей письмо, которое по неизвестной причине адресат не получил — оно вернулось. Мы уже потеряли надежду найти Тамару Гавриловну, как тут позвонила женщина и спросила: "Деньги дошли?"», — рассказывает Маша Томич.
Маша обрадовалась: наконец-то загадочный даритель нашелся. Но, оказалось, звонит не сама Тамара Гавриловна, а ее односельчанка Елена Попкова.
Бедная богачка
Елена Попкова оказалась единственным близким человеком Тамары Гавриловны Волковой в ее последние годы жизни. С Тамарой Гавриловной Елена познакомилась, как говорится, по долгу службы. В то время она работала в администрации Слободы, и как-то раз жители пришли к ней жаловаться на свою старую одинокую соседку: развела, мол, живность — от тараканов и клопов житья нет.
Елена Николаевна отправилась к нарушительнице чистоты домой. Квартира, в которой жила Тамара Волкова, только стенами напоминала человеческое жилье: ни мебели — спала Тамара Гавриловна на картонных коробках, — ни штор на окнах. Зато тараканов было столько, что своей живой черно-рыжей стаей они ковром застилали полы.
«На кухне были двухконфорочная плита, небольшой стол и табуретка. Холодильника у Тамары Гавриловны не было, продукты она хранила на подоконнике», — рассказывает Елена Попкова aif.ru.
Старушку такая жизнь устраивала. Она даже от социальных выплат и подарков к праздникам отказывалась. Когда социальные работники приходили ее поздравить, она выглядывала из-за двери: «Мне ничего не надо!»
«Может быть, никого не хотела впускать в квартиру, а может быть, и на самом деле привыкла ограничивать себя во всем, — делится Елена Попкова. — Она даже обижалась: "Зачем? Я, что, плохо живу?"»
Тамара Гавриловна родилась в 1940 году там же, в Клину, и дальше своего городка никуда не ездила. В ее трудовой книжке первая запись датирована 1957 годом, последняя — 2015-м. Санитарка, нянечка в детском саду, посудомойка, рабочий на заводе... За 60 лет кем только Тамара Гавриловна не была и где только не работала — вся книжка усеяна печатями и записями.
Была Тамара и замужем, и сын у нее был, но рассказов о личной жизни и о ребенке она избегала. «Лишь однажды вскользь упомянула о сыне, — продолжает Елена Николаевна рассказ о непростой жизни Тамары Волковой. — И добавила: "Для меня он умер". Почему? Что случилось? Я с вопросами к ней не приставала. Да и Тамара Гавриловна не тем человеком была, который бы с удовольствием делился воспоминаниями о своей жизни».
В питании Тамара Гавриловна тоже была аскетична: если суп, то из куриного набора, если молоко, то сухое. Хотя пенсия, пусть и небольшая, вполне позволяла ей более разнообразный рацион. Но старушка сопротивлялась и категорически отвергала даже то, что казалось естественным: ни новую одежду, ни мебель она не принимала. Но зачем-то регулярно ходила к вокзалу и просила милостыню.
Последняя просьба
Елене Попковой по-человечески жалко было одинокую бабушку, и она старалась ей во всем помочь. Уговорила старушку, хотя не без усилий, лечь в больницу: Тамара Волкова слепла — надо было срочно удалять катаракту. Пока она лежала в больнице, Елена вместе с коллегами устроили в квартире Тамары Гавриловны генеральную уборку: потравили тараканов, заменили ее картонную лежанку на кровать с новым постельным бельем. Вернувшись домой, бабушка приняла новый «интерьер».
«От помощи по дому она по-прежнему отказывалась. Я ей обычно покупала продукты, а она сама варила себе супы. На моих глазах она уже ослабевала, хотелось, чтобы последние годы ей полегче жилось, и я долго убеждала её переехать в пансионат. Сначала Тамара Гавриловна категорически отказывалась, но, когда согласилась, выдвинула условие: "Только в Клину"».
Елене Николаевне пришлось похлопотать за подопечную. Желающих попасть в клинский пансионат было немало, а старушка из Слободы была 50-я в очереди. Фактически это означало, что она никогда туда не переедет — просто не доживет. Но мир не без добрых людей: приняли Тамару вне очереди, и начала старушка меняться — становилась приветливее и улыбчивее, ходила на экскурсии и прогулки, по вечерам в холле смотрела с соседями телевизор, ездила с Еленой Попковой — она продолжала навещать старушку, и всегда с домашними вкусностями, — по магазинам за обновками. Но в главном не изменилась, всегда помнила, что есть рядом люди, которым нужно внимание.
«Поехали с ней как-то по магазинам, она и говорит: "Сигареты забыли купить". Я удивилась: "Ты ведь не куришь?" Оказывается, она заметила, что одного мужчину в пансионате никто не навещал и гостинцы не приносил... Она внимательная к людям была, добрая», — говорит Елена.
Но больше всего Тамара Гавриловна переживала за детей, нуждающихся в серьезном лечении. Вздыхала и все время переживала: «Сколько больных детей сейчас! Бедные дети!»
«Хочу больным детям деньги перевести. Помоги найти, куда...», — однажды заявила она, вспоминает Елена Попкова.
Елена Николаевна нашла три фонда — два крупных известных, а третьим оказался фонд, которому Тамара Волкова и перевела... накопленный миллион рублей! Только в банке Елена Попкова узнала о сумме, а вот откуда у старушки такие деньги, она спрашивать не стала.
«Ну, захотела бабушка сделать доброе дело, какие могут быть вопросы?», — рассуждает Елена.
Но не успела Тамара Гавриловна прочитать теплые слова, с которыми обратились к ней растроганные Маша Томич, Катя Ильченко и другие сотрудницы детского фонда: «Ваше пожертвование стало для нас историей про настоящего Человека. Вы удивительная, и Ваш поступок заслуживает низкого поклона...»
Умерла бабушка, которая тихо сделала добро и тут же забыла об этом. Но другие не забыли — письмо в рамочке теперь лежит на могиле хорошей и доброй Тамары Гавриловны Волковой.
Девушки прислали письмо уже на имя Елены Попковой, и она, вложив его в рамку, поставила на могилу. Такой вот памятник...