На протяжении длительного времени Литва удерживает место среди самых пьющих стран Европы и мира. И хотя власти рапортуют об успехах в борьбе с «зеленым змием», до полной победы далеко.
«Необходимо сохранить последние признаки литовской культуры»
То, что все с трезвостью в республике сложно, подтвердил президент Литвы Гитанас Науседа. Артист хора мальчиков Gintarėlis, санитар и член КПСС в одном лице, ныне господин Науседа решил заявить права Литвы на город Калининград и Калининградскую область.
Поводом для столь смелого шага стало переименование по рекомендации министерства по культуре и туризму Калининградской области Музея Кристионаса Донелайтиса в поселке Чистые Пруды в Литературный музей.
Представители ведомства отметили, что никто от Донелайтиса не отказывается — просто единственный музей литературной направленности будет иметь теперь более широкую тематическую нагрузку.
Но президент Литвы полагает, что речь идет об уничтожении истории. В соцсети Х* Науседа написал: «Несмотря на то, что старожилы Малой Литвы, которая сейчас является частью так называемой Калининградской области, давно ушли, необходимо сохранить последние признаки литовской культуры. Как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом».
А что дома?
Конечно, после всего того, что Литва сделала с советским и русским наследием на своей территории, вопли ее политиков о «сохранении признаков литовской культуры» вообще не стоило бы рассматривать.
О чем говорить, если в процессе разрушения находится сам символ литовской государственности — Замковая гора с Башней Гедеминаса. Что интересно, ситуация сильно ухудшилась в ходе... реставрации на деньги Евросоюза.
Понятно, что об этом Науседе рассуждать неинтересно. Как и о сараях первой половины XX века на задворках центра Вильнюса, которые никуда не делись за 20 лет пребывания страны в ЕС.
Литовский литератор с русско-советским продвижением
Но давайте поговорим о притязаниях Науседы. Кристианас Донелайтис, живший в XVIII веке, о своей великой роли в истории литовской культуры знать не мог. Всю свою жизнь он был подданным короля Пруссии и свои произведения писал как на немецком, так и на литовском языках.
Широкую же известность Донелайтис получил только после смерти, в том числе благодаря Российской Академии наук, которая в 1865 году издала первое собрание его сочинений.
В советские годы продвижение произведений Донелайтиса была частью программы по развитию литературы народов республик СССР.
В рамках этой деятельности в 1964 году было реконструировано здание кирхи, где литератор когда-то служил пастором, а в 1979 году был открыт полноценный Музей Донелайтиса.
Несмотря на развал СССР, работа музея в Калининградской области не прекращалась. Поддерживались отношения с литовскими специалистами, несмотря на то, что политическая обстановка между двумя странами ухудшалась.
Но затем Литве куда важнее стало «противостояние Москве», в рамках которого культурный вандализм литовцев вышел на новый уровень.
Еще раз надо подчеркнуть — никто ничего с экспозицией не делает, Донелайтиса с корабля истории не сбрасывает. Просто литовскому автору предстоит поделиться площадью с коллегами.
Что такое Малая Литва и кто такие летувининки
Теперь собственно о притязаниях на Калининградскую область. Названия Карауляучюс город Калининград не носил никогда. Это, собственно, даже и не литовское название, а просто перевод немецкого слова Кенигсберг.
Малой Литвой именовали часть земель Тевтонского ордена, а затем Пруссии и Германской империи. Населением ее являлись так называемые летувининки, или прусские литовцы, находившиеся в состоянии ассимиляции немцами.
Как отмечают этнографы, по языку и культуре летувининки всегда были гораздо ближе к немцам, чем собственно к литовцам. Этим и объясняется исход этой этнической группы после Второй мировой войны в Германию.
Сегодня численность летувининков оценивается примерно в 120 тысяч человек, из которых свыше 100 тысяч проживает в Германии, еще около 15 000 в Канаде. Оставшиеся несколько тысяч человек живут в Литве и России.
Как видим, культура Малой Литвы должна куда больше заботить Германию, а никак не Вильнюс.
Немцы о своих притязаниях на Калининград говорят с опаской, поляки громче, хотя исторических оснований у них куда меньше. Но Литва — это, конечно, самое анекдотичное.
Территория, которая даже столицу получила из рук товарища Сталина, явно пострадала от пагубного воздействия алкоголя куда сильнее, чем можно себе представить.
Впрочем, жертвы «белой горячки» порой опасны для окружающих. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя заявление Гитанаса Науседы о притязаниях страны на Калининград, заметил: «Литва является недружественным государством для нашей страны. Враждебно настроенным по отношению к нам государством, которое, в том числе, как выясняется, имеет территориальные притязания».
Кто предупрежден, тот вооружен. Спасибо господину Науседе.
*Cоциальная сеть X (бывший Twitter) была заблокирована на территории РФ за распространение запрещённого контента