Аукционный дом Aguttes отказался отменять сделку по историческому документу, похищенному в России. Французские бизнесмены заявили, что со стороны властей к ним претензий нет.
«Дело закрыто»
«Указ императора Петра II в Военную коллегию об отстранении Фаменцына от должности коменданта Санкт-Петербурга и назначении на его место князя Г. А. Урусова» от 9 сентября 1727 года был продан на аукционе за 3120 евро.
«Центральный офис по борьбе с торговлей культурными ценностями провел в отношении нас расследование. Он сообщил нам, что оснований для отмены продажи нет и дело закрыто», — сообщила РИА Новости директор отдела книг, рукописей и ценных документов в Aguttes Софи Перрин.
Торги состоялись 30 октября, несмотря на то, что к тому моменту документ был официально объявлен похищенным в России.
Как сообщал Telegram-канал Baza, 24 октября 2024 года заместитель директора Российского военно-исторического архива Василиса Денисова обратилась в полицию, сообщив, что Указ императора Петра II в Военную коллегию об отстранении Фаменцына от должности коменданта Санкт-Петербурга и назначении на его место князя Г. А. Урусова от 9 сентября 1727 года пропал из архива, а вместо него неизвестные положили муляж.
Когда именно произошла подмена, на данный момент неизвестно.
Обращение посольства России во Франции с требованием снять лот с аукциона не возымело действия.
Короткая жизнь юного императора
Петр II вступил на престол в мае 1727 года, после смерти императрицы Екатерины I. Внуку Петра Великого, сыну царевича Алексея Петровича, было на тот момент 11 лет. Три года его правления были периодом борьбы за влияние на юного императора различных групп влиятельных царедворцев. При этом подростка откровенно спаивали и развращали. Борьба за власть при Петре II закончилась его смертью в возрасте 14 лет — ослабленный недетскими излишествами организм юного монарха не перенес оспы.
Старый солдат Фаменцын
Егор Иванович Фаменцын (Фаминцын) на русскую службу поступил, приехав с отцом из Польши. В 1696 году он участвовал в Азовском походе, в 1700 году — в неудачном для русской армии сражении со шведами под Нарвой. Впоследствии Фаменцын не раз проявлял свою доблесть в боях, а за отличие в Полтавской битве был произведен в премьер-майоры.
Обер-комендантом Санкт-Петербургской крепости Егор Фаменцын был назначен Именным Высочайшим указом Петра I от 1 января 1721 года. К моменту отстранения от должности в 1727 году Фаменцын находился в чине генерал-майора. Спустя два года, в 1729 году, генерала Фаменцына определили в Низовый корпус, созданный у побережья Каспия и северной Персии, взятых под контроль во время Персидского похода 1722-1723 годов. На этом посту он находился вплоть до своей смерти в 1731 году.
Князь по особо важным делам
Князь Григорий Алексеевич Урусов, старший сын стольника князя Алексея Никитича Урусова, свою службу начинал в гвардии, в Преображенском полку, где он в 1714 году дослужился до командира роты.
В 1717 году Урусов вошел в состав вновь созданной следственной канцелярии князя Петра Голицына, рассматривавшей дела высокопоставленных персон, обвинявшихся в преступлениях против интересов службы. Урусов также был включен в состав специального судебного присутствия по делу царевича Алексея.
После смерти князя Голицына Урусов возглавил следственную канцелярию, где его самым громким дело стало расследование злоупотреблений светлейшего князя Меншикова.
При Петре II Урусов не только стал комендантом столичной крепости, но и получил чин генерала. А при сменившей юного императора Анне Иоанновне князь был назначен сенатором.
Урусов участвовал в Войне за польское наследство, а во время Русско-турецкой войны 1735-1739 годов занимался формированием ополчения для обороны южных рубежей страны. Затем Урусов был назначен воронежским губернатором.
Таким образом, оба фигуранта указа Петра II пережили императора, закончив свою жизнь в генеральских чинах.
Привычка красть
Что касается исчезновения оригинала указа из российского архива, то нужно сказать, что стимулом для подобной преступной деятельности остается готовность представителей Запада заниматься торговлей российскими культурными и историческими ценностями, полученными незаконным путем.
Тяга к грабежу, присущая «цивилизованной Европе» что при Карле XII, что при Наполеоне, что при Гитлере, никуда не делась.