Франция грабила Гаити на протяжении веков. Даже победив в кровавом восстании, страна была вынуждена платить Парижу более века. Не пора ли Макрону восстановить историческую справедливость?
Председатель переходного президентского совета Гаити Эдгар Леблан Филь ярко выступил на Генассамблее ООН. Кадры, на которых он жадно пьёт воду из графина, обошли все мировые СМИ, вот только из-за них за скобками осталось главное.
Признание за 560 млн
Гаити, соседствующая с Доминиканской Республикой, — одна из беднейших стран мира, и главная вина за это лежит на Франции. Несмотря на то что в начале XIX века в ходе восстания гаитянам удалось отвоевать независимость, стране пришлось заплатить колоссальный выкуп Парижу, чтобы метрополия эту независимость признала. Начав перечислять средства в 1825 году, Гаити сумела рассчитаться с Францией лишь к 1947 году.
Известно, что в 1900 году на выплаты уходило 80% бюджета страны. Дело ещё и в том, что деньги пришлось занимать в банках под грабительские проценты. Неудивительно, что к моменту погашения «долга» экономика была безнадёжно больна.
Пару лет назад аналитики The New York Times перевели расчёты между Гаити и Францией в современные доллары — получилось порядка 560 млн. Вывод аналитиков: если бы эти средства остались на Гаити, страна заработала бы не менее 21 млрд долларов.
«То, что мы видим сегодня — полнейший хаос, безвластие, нищета, — это, по сути, наследие тех времён. Два века прошло, а последствия до сих пор появляются», — говорит старший научный сотрудник ИЛА РАН, кандидат политических наук Магомед Кодзоев.
Попросить можно, получить — вряд ли
«Не пришло ли время вернуть те средства, которые мы выплатили?» — заявил Филь на заседании Генассамблеи, призвав Париж компенсировать ущерб, причинённый в прошлом.
«На Гаити регулярно об этом вспоминают, — продолжает Кодзоев. — В целом на бытовом уровне у гаитян существует вполне оправданная, исторически обусловленная нелюбовь к белому населению. Требование компенсаций — это всего лишь продолжение той политической идеи, которую они всегда преследовали. Они пытались построить государство. Гаити всегда была вынуждена иметь дело со своими проблемами один на один. Потом уже, в конце 1990-х — начале 2000-х было несколько миссий ООН, которые не дали вообще никаких результатов. Поэтому, конечно, Гаити пытается любыми способами как-то преодолеть те сложности, с которыми сталкивается».
Впрочем, судя по тому, что Париж предпочитает тратить деньги на помощь киевскому режиму, в ближайшее время компенсацию Гаити вряд ли получит, да и прецедентов таких не было. Между тем, по словам Кодзоева, без международной помощи страна просто не справится: ещё два года назад ООН отмечала, что голод там достиг катастрофических масштабов.