12 сентября в российский прокат выходит фильм режиссера Ирины Волковой «Вера» — новое прочтение повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» о советских Ромео и Джульетте.
В советском кино тему первой любви поднимали не слишком часто, но старались это делать как можно деликатнее.
Кино для подростков снималось на самые разные темы. Чаще всего это были или приключения, или комедии, чуть реже — различные мелодрамы. Тему первой любви в них поднимали, но старались идти от классиков, например, Сергей Соловьев делал свой фильм «Сто дней после детства» с оглядкой на лермонтовский «Маскарад». А фильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось» был снят по повести Галины Щербаковой, сюжет которой представлял современную версию «Ромео и Джульетты», и даже имена героев были созвучны именам шекспировских — их звали Рома и Юлька.
Правда, полного соответствия Шекспиру всё же не случилось. Сначала по настоянию редактора журнала «Юность» Бориса Полевого Галина Щербакова сделала финал менее трагичным, а в фильме Юлька превратилась в Катю, чтобы ещё дальше уйти от пьесы английского классика. Но Рома остался Ромой.
Фильм Фрэза и сам стал своего рода классикой — он вошел в «золотой фонд» советского кино, а поднятые в нем темы актуальны и по сей день. И появление новой экранизации повести было, пожалуй, ожидаемым — хотя к ремейкам того самого «золотого фонда» зрители не всегда относятся однозначно. Картина режиссера Ирины Волковой называется «Вера», с одной стороны, это имя матери Ромы, с другой — явление очень широкого порядка, которого не всегда хватает в обычной жизни.
Что показали в «Вере»?
Главной героиней стала как раз мать Ромы, сотрудница некоего института, занимающегося обитателями морей и океанов. У Веры (Виктория Толстоганова) больной муж Костя (Алексей Розин), который требует внимания, и сын Рома (Тимофей Тимков), который пошел в 10-й класс и хочет стать ученым. С Ромой у Веры полный контакт, она понимает его нужды и чаяния и готова на многое, чтобы он был счастлив. Но всё меняется, когда в дом по соседству переезжает семья первой любви Кости — Людмилы (Ольга Сутулова), а её дочь Юля (Полина Меркурьева) приходит учиться в класс Ромы, и между ними проскакивает искра симпатии. Теперь Вера меняется — она всерьез задумывается о разводе и размене квартиры и пытается убрать сына подальше от девочки — в другую школу или даже в другой город.
Чем отличается «Вера» от «Вам и не снилось»?
Создатели новой экранизации не стали переносить действие повести Щербаковой в современность. Это всё тот же конец 1970-х, хотя, конечно, и очень условный — всё же актеры старого фильма играли фактически самих себя, а для их нынешних коллег это своеобразный перенос во время их родителей. Впрочем, с этой задачей в «Вере» справились как минимум на «хорошо», но действительно оказалось неважно, какая эпоха показана в картине — легко представить, что такая история новых Ромео и Джульетты прямо сейчас разыгрывается парой учеников соседней школы. Шекспировская драма, кстати, в новом фильме сохранилась — но иначе и быть не могло.
Музыку к фильму снова написал композитор Алексей Рыбников, причем совершенно новую. Так что «Последней поэмы» в «Вере» нет, но это, наверное, и правильно, она должна была остаться в «Вам и не снилось».
В целом же «Вера» дотошно экранизирует именно повесть — тут и возвращение главной юной героине имени Юлька, и более неоднозначный финал, который, пожалуй, отсылает именно к изначальному, задуманному Щербаковой варианту «Вам и не снилось».
Но этот фильм получился не совсем для детей, а скорее для их родителей. Вера, мама Ромы, в фильме показана чрезвычайно властной женщиной, которая привыкла, что все члены семьи ей беспрекословно подчиняются, а когда те поднимают своеобразный «бунт», наружу вылезают самые неприятные черты её характера. Такой отход от канона, каким можно представить фильм Фрэза, режиссер картины объяснила тем, что тема первой любви вряд ли способна удивить юных зрителей, а вот образ родителей, которые постоянно держат руку на пульсе жизни своего ребенка, актуален и сейчас.
В современных терминах это, наверное, можно назвать гиперопекой. Вера готова даже разрушить семью ради того, чтобы сын не был рядом с Юлькой. Она больше тешит собственные комплексы, про которые и в повести, и в «Вам и не снилось» Фрэза, и в «Вере» Волковой почти не говорится, но это явно связано с тем, как много лет складывались отношения Веры и Кости, ведь не может же обычный человек столько времени переживать из-за того, что былая соперница способна отбить у неё мужа, с которым она прожила долгую жизнь и вырастила сына? Или всё-таки может?
Любопытно, что саму себя Вера характеризует в профессиональных терминах. «Я бы была треской. Высокая плотность популяции, дешевая и питательная. Это я», — говорит она сыну. Вернее — зрителям, чтобы убедить их, что она не одна такая на свете. Впрочем, из всего окружения однозначно на её стороне оказывается только мать, то есть бабушка Ромы, которая тоже старается оградить внука от общения с «какой-то девчонкой». Почти все остальные взрослые всё же ведут себя разумно, хотя вряд ли их доводы будут услышаны впавшей в неистовство героиней.