ФСБ опубликовала рассекреченные архивные документы о том, что в конце августа 1939 года Япония применила бактериологическое оружие против СССР. В документах приводится протокол допроса унтер-офицера японской армии, который служил под командованием японского микробиолога Исии Сиро под Харбином.
Сиро — известный японский военный преступник, который проводил опыты над живыми людьми во время командования печально известной секретной частью «Отряд 731». Под его командованием японские врачи заражали узников бактериями смертоносных болезней, извлекали органы из живых жертв и проводили множество других изуверских опытов. При этом большей части врачей-изуверов удалось уйти от ответственности — им дали убежище американцы, которых очень интересовали результаты их работы.
О чем говорится в новых вскрывшихся документах об «Отряде 731» и чем там занимались, рассказывает aif.ru.
О чем говорится в рассекреченных документах?
Допрос старшего унтер-офицера японской армии Хаяси Кадзуо проводился в Моршанске 15 января 1947 года. По его показаниям, с октября 1938 года по февраль 1941 года он проходил службу в должности казначея в части «Исии Сиро», находившейся в поселке Хейбо в 30 км южнее Харбина. Под частью «Исии Сиро», очевидно, имеется ввиду «Отряд 731», чьи непосредственным руководителем Сиро был в то время.
Главное, о чем рассказал Кадзуо — «Отряд» не только проводил опыты над живыми людьми в лабораториях, но и поменьше мере один раз использовал оружие в боевой ситуации против СССР. Речь о сражении на Халхин-Голе — приграничном конфликте 1939 года в Монголии, в ходе которого советские и монгольские войска отбивали вторжение на территорию страны японской Квантунской армии.
Ученые «Отряда 731» выехали на место боев в июле. А 29, 30 и 31 августа по прямому приказу командующего Квантунской армии генерал-полковника Уэды они заразили бактериологическим оружием местность, которую покидали отступающие японские войска и должны были занять бойцы Красной армии. «Для распространения бактерий применялись воды рек Харуха и Хорустен. Результаты действий бактерий на поражение противника мне не известны», — заявил на допросе Кадзуо.
А в июле 1940 года в Харбине произошла вспышка заболевания брюшным тифом. По показаниям Кадзуо, вспышка была инициирована «Отрядом 731», который заразил бактериями-возбудителями брюшного тифа водопровод города. Это был эксперимент для исследования силы бактерий и выработки средств борьбы с ними.
Врачи-убийцы
«Отряд 731» был создан в 1932 году в оккупированной японцами Манчжурии приказом императора Хирохито. Подразделение занялось разработкой бактериологического оружия для войны с СССР, причем для этого японские ученые проводили бесчеловечные опыты над живыми людьми. Сперва его возглавил Сиро. В 1942 году он был переведен на другую работу. В качестве руководителя отряда был назначен другой японский ученый Масадзи Китано. Курировал работу отряда принц Такэда.
Работа ученых отличалась изуверской изобретательностью. Людей подвергали воздействую высоких и низких температур, чтобы изучать обморожения и ожоги, лишали воды и пиши, обваривали кипятком, воздействовали электротоком. Подопытных, в качестве которых выступали пленные или похищенные люди, называли «бревнами».
Несколько отделов «Отряда» занимались различными возбудителями болезней, в том числе чумы, тифа, сибирской язвы, холеры. Бактериями этих болезней заражали живого человека, после чего его заживо вскрывали, чтобы наблюдать развитие болезни на живом организме. Во время экспериментов велась видеозапись, делались фотографии и даже цветные зарисовки, поскольку японцам было недостаточно черно-белых фото, доступных в то время.
Одним из экспериментов было вскрытие живого человека, из которого поочередно удалялись живые органы вплоть до головного мозга. Органы передавались в другие отделы для последующих исследований.
Никакая анестезия во время экспериментов на живых людях не применялась — это могло нарушить естественный ход эксперимента. Жизнь вскрытых подопытных старались продлить сколь возможно долго при помощи поддерживающей терапии.
Людям, попавшим на конвейер воспетой императором «науки убийц», не дали даже призрачного шанса на спасение. Если заключенный, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, на нем вновь ставили опыты. Они продолжались до тех пор, пока «опытный образец» не умирал — живой застенки «Отряда 731» не покинула ни одна жертва.
К концу войны японские ученые вывели штамм чумной бациллы, превосходивший обычную в 60 раз. Биологическая рецептура хранилась в сухом виде, а перед использованием ее достаточно было смочить питательным раствором.
Жертвы
Всего во время существования «Отряда 731» в стенах его лабораторий погибло по разным оценкам от 3 до 10 тыс. человек. По признанию бывших служащих отряда, большинством жертвы были китайцы (около 70%), еще 30% — русские. Также среди жертв было немного корейцев и монголов. В большинстве своем это были молодые здоровые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Известными имена лишь некоторых жертв — плотник У Дяньсин, слесарь Чжу Чжиминь, член Коммунистической партии Китая Цю Дэсы, боец Красной Армии Демченко.
Известно, что одной из жертв была 35-летняя русская женщина Мария Иванова и ее четырехлетняя дочь. Они были зверски замучены в самом конце войны 12 июня 1945 года в ходе эксперимента в газовой камере.
Известно также, что жертвами часто становились родственники узников, которые пытались узнать что-то о судьбе пропавших.
Кроме того, японцы начали применять бактериологическое оружие и на поле боя в Китае. В частности, бактериями заражали колодцы на территории активной деятельности китайских партизанских отрядов. Бомбы с возбудителями болезней сбросили по меньшей мере на 11 уездных китайских городов.
Конец отряда
Самое ужасное во всей истории — то, что большинство японский врачей-убийц смогли уйти от ответственности.
После начала наступления Красной Армии в Манчжурии работа «Отряда 731» была спешно свернута. Все следы его деятельности было приказано уничтожить. В течение одной ночи были уничтожены все подопытные отряда, в реку были сброшены экспонаты огромной «выставочной комнаты», прилежно собираемые в течение десятка лет.
Наиболее важные материалы и члены отряда были вывезены в Японию. Ученые «Отряда 731» хорошо понимали, что с ними будет, если они сдадутся Китаю или СССР. Поэтому большинство постарались оказаться в руках американской армии. Американцев очень заинтересовали эксперименты «Отряда 731». В обмен на данные исследований большинство врачей отряда получили полный иммунитет. Приказ об освобождении Исии отдал лично глава оккупационной армии в Японии генерал Дуглас Макартур.
Многие врачи в послевоенной Японии стали деканами университетов, академиками, бизнесменами. Например, врач Рейти Найто стал учредителем известной японской компании фармацевтической компании «Зеленый крест» — об этом стало известно из рассекреченных только в 2018 году японских документов (к тому моменту компании уже не было, поэтому повредить ее репутации это не могло). В этой же компании работали многие другие врачи из «Отряда 731», в том числе бывший руководитель Масадзи Китано.
Принц Такэда, который курировал «Отряд 731», не только не понес наказания, но даже возглавил японский Олимпийский комитет в преддверии Игр 1964 года.
А Сиро Исси активно сотрудничал с американцами, консультируя их по созданию собственного биологического оружия. Он умер от рака горла в 1959 году в Токио. Властям СССР так и не удалось добиться его выдачи.
В руки Советской армии попали лишь несколько врачей, а также вспомогательный персонал, вроде казначея Кадзуо. Все они получили различные тюремные сроки.