В своем Telegram-канале директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, академик РАН, профессор и главный терапевт РФ Оксана Драпкина написала: «Дети с массой тела более 4000 г при рождении, в будущем имеют большой риск развития фибрилляции предсердий. Поэтому беременным женщинам, особенно тем, кто страдает ожирением или диабетом, следует уделять больше внимания питанию и не допускать набора чрезмерной массы тела».
Какая связь?
Казалось бы, какая может быть связь между фибрилляцией предсердий и весом ребенка при рождении? Последний ведь обусловлен тем, как протекала беременность, а такая аритмия возникает обычно уже в пожилом возрасте. Например, ею страдает президент США Джон Байден, и пьет по этому поводу серьезный препарат, предупреждающий риск образования тромбов. Это классическое осложнение «мерцалки», или как ее сейчас называют — фибрилляции предсердий. Эти тромбы «стреляют» в мозг и вызывают инсульты.
Оказывается, связь есть — и прямая. Это удалось выявить только недавно. И раньше, когда врач наблюдал за свою жизнь ограниченное количество людей, такое было просто невозможно.
Подсчитали, прослезились
Чтобы прийти к такому открытию, опубликованному в прошлом году в журнале JAMA Pediatrics, ученым пришлось оценить данные более 8 млн. человек из Дании, Швеции и Финляндии. Они родились давно, но в базах данных имелась информация о весе при рождении. Сейчас это уже взрослые люди, самым старшим из которых в конце исследования было под 50 лет. У 11464 человек (0,14%) развилась фибрилляция предсердий. У кого-то она возникала в детстве, у кого-то ближе к 50-ти. Средний возраст в котором ставился такой диагноз — 29,3 года. То есть, мы имеем дело с ранним и нетипичным началом мерцательной аритмии. И если бы всех людей наблюдали до 50 лет, то таких случаев было бы наверняка больше.
Когда ученые стали смотреть, как эти случаи связаны с весом при рождении, выяснились интересные и необычные факты:
— Во-первых, у малышей, появившихся на свет с большой массой тела риск мерцательной аритмии был на 55% выше, чем у родившихся с нормальным весом;
— Во-вторых, и это еще более удивительно, у недоношенных детей, но родившихся с большим весом (бывает и так) этот риск был еще больше — 71%.
— В-третьих, просто преждевременные роды, независимо от веса ребенка, повышали риск развития мерцалки во взрослом возрасте в среднем на 30%.
И как все это объяснить?
Какие механизмы вредят детям, рожденным «большими»? Однозначного ответа нет, пока есть только статистическая закономерность. Но предположения есть.
Во-первых, ассоциации могут быть частично обусловлены общим генетическим фоном или социально-экономическим статусом матери — её образом жизни (особенно во время беременности), наличием гипертонии или диабета (при беременности эти состояния часто развиваются).
Во-вторых, преждевременные роды связывают с неправильным развитием сердца в утробе матери. Речь не о привычных нам врожденных пороках, а о небольших изменениях, которые врачи научились выявлять только недавно, благодаря новым методам исследования. Их называют нарушением ремоделирования сердца во время внутриутробного развития.
Это главные версии. А вот с мерцалкой у пожилых людей все понятно. Её механизмы развития и факторы риска хорошо известны. К последним относятся пожилой возраст, мужской пол, наследственная отягощенность, курение, ожирение, артериальная гипертензия, диабет и заболевания сердца. Все они повышают вероятность развития мерцательной аритмии.