Начнем с того, что ни в одной стране мира, имеющей частные военные компании, официальные лица никогда не комментируют информацию о деятельности ЧВК. Специфика этих компаний такова, что, даже если они выполняют задачи по поддержанию государственных интересов страны своей юрисдикции, методы и способы выполнения могут выходить за общепринятые рамки, в том числе и по источникам финансирования. В общем, наёмничество в чисто виде. Или почти в чистом, тут уж как кому удобней.
Что касается информации о ЧВК Вагнера: несмотря на неутихающие споры, она, скорее всего существует и действительно берёт начало с Донбасса, где происходила, своего рода, обкатка подразделений. Ни задачи, ни, самое главное, источники финансирования (если они вообще были) на тот момент значения не имели. «Отпускники» тогда готовы были воевать за идею и за свой счёт, что не отменяло острой необходимости быстро пресечь вольницу и сформировать из них боеспособные подразделения. Именно большое количество бывших и ещё молодых профессиональных военных, прошедших через Афган, Чечню и другие горячие точки, стало той базой, на которой создавались российские ЧВК. Дальнейшее развитие событий, когда в Новороссии сформировалась своя исключительно боеспособная армия, необходимость в ЧВК отпала сама собой, в том числе и по причине отсутствия заказчиков, то есть, тех самых источников финансирования. Поэтому совершенно логичной была передислокация подразделений в Сирию, где было и то и другое.
Рассуждения об отсутствии законодательства имеют место быть, но это временное явление. Как только Министерство обороны и другие силовые ведомства (в частности, ФСБ) договорятся о курировании, всё встанет на свои места и российские ЧВК легализуются, что, однако, не отменит общего правила: их деятельность никогда не будет освещаться официально в силу известных причин. В общем, рутина, да и только.
Есть однако во всём этом до конца не раскрытый аспект, появившийся на «рынке» ЧВК аккурат после входа туда российских частников. «Русские ЧВК в Сирии изменили правила игры», рассказал в интервью русской службе ВВС бывший военнослужащий-частник Тайрус Маккуин. Если коротко, то до появления русских, ЧВК (что американские, что прочие), вопреки киношным версиям, практически не участвовали в серьёзных боевых действиях, ограничиваясь охраной объектов, сопровождением колонн и т. п. За работу платили хорошо, примерно по 400 долл. в день. Спрос был большой, желающих повоевать даже за хорошие деньги было не так много. Конкуренция стала возрастать примерно с начала 2000-х, но не сильно. Всё изменилось (и правила, и оплата) с появлением русских: цены резко упали, а ЧВК Вагнера была неоднократно замечена в реальных боевых столкновениях с серьёзными подразделениями террористов и с реальными боевыми потерями. Именно это обстоятельство и стало той основой, на которой строились многочисленные накрутки потерь в инциденте с американцами, начало которым положил Игорь Гиркин (Стрелков), и подхватили практически все (упоминать которых — много чести), кто хотел бы лишний раз хоть в чём-то оттоптаться на российской власти. По сути дела, Гиркин задал планку, которую, с плохо скрываемой радостью, начали интенсивно раскручивать, прикрываясь патриотизмом и призывами отомстить за гибель сотен русских воинов.
Наконец за дело взялся немецкий «Der Spiegel», имеющий многочисленные каналы реальной информации с мест по всему миру, в том числе и в Сирии. Полное изложение результатов расследования, датированное 1 марта, можно посмотреть самостоятельно здесь, я же не буду утомлять читателя подробностями, а лишь кратко сформулирую вывод уважаемого немецкого журнала, потратившего две недели для разоблачения фейковых новостей:
- среди подразделений, переправившихся через реку Евфрат, являющуюся границей зон ответственности США и России, были не только сирийцы, но и много иракцев, а также афганцев — всего, по разным версиям, от 250-ти до нескольких сотен человек. Поблизости был и небольшой контингент вагнеровцев, которые, однако, изначально в этот раз не принимали и не собирались принимать участия в боевых действиях (а по сути - в авантюре), так как, по всей видимости, имели другие задачи.
- американцы, после предупредительных выстрелов, ответили на переправу и наступление на своих подопечных (SDF) ракетным обстрелом, под который попали и русские.
- под обстрелом погибли 200-300 сирийцев, иракцев и афганцев.
- также под огонь попали и русские, оказавшиеся «не в том месте и не в то время»(с).
- среди русских всего подтверждено 9 погибших.
Представляю вывод ж-ла «Der Spiegel» (без авторской редакции):
«...Единственными проверенными источниками гибели сотен россиян являются фотографии и видеоролики, которые распространяются в сети или передаются из российских источников западным журналистам. Некоторые из них даже показывают сцены из Восточной Украины, частично отредактированные позже.
Ситуация на земле, между Хушамом и Табией на восточном берегу Евфрата, описанная полдюжиной очевидцев и участников, не подтверждает ни версии участия внападении, ни каких-либо других операций российских наемных частей. Ахмад Рамадан, журналист, эмигрировал в Турцию и основал новостной сайт «Евфрат пост», из Табии. Один из его источников воюет в ополчении Аль-Бейкера, который и записал видеоролик о бомбардировке (американцев): «Если бы это было нападение со стороны России со многими русскими погибшими, мы бы сообщили об этом, но это было не так, русские в Табии просто неудачно оказались в неправильном месте в неподходящее время».
P.S.: прекрасно понимаю, что достучаться до пламенных сердец российских защитников русских мне вряд ли удастся. Что для них презренный Spiegel, им подавай сенсацию, где можно, и даже нужно, устроить пляски на крови. На русской крови. Вместо того, чтобы молча отдать память каждому погибшему, как это сделали сирийцы, не забывшие ни одного имени: