О Троицке и о себе
Глядя на этого подтянутого мужчину с молодым ироничным взглядом, никогда не угадаешь его возраст. Между тем, 10 декабря Сергею Скорбуну исполнилось 70 лет. За эти годы он успел немало, пройдя путь от физика до общественного деятеля и предпринимателя.
Он родился и провёл детство на Украине. Затем учился на физфаке МГУ. Диплом в 1972 году делал в Троицке. Город сразу стал ему родным. «На 42-м километре на въезде в ФИАН есть такая башенка, там я и работал над дипломом, – вспоминает он. – Изредка добираться приходилось на автобусе: грязно было идти, и только в резиновых сапогах… На Центральной, сразу за 26-м домом, где жили сотрудники институтов, начинался лес. Никакого Сиреневого бульвара ещё не было, а на месте Октябрьского проспекта шла широкая просека».
Сергей был увлечённым студентом, его так поглощали исследования в ФИАНе, что он надолго оставался в городе, забрасывая учёбу в МГУ. И только накопив критическое количество «хвостов», уезжал в Москву и не возвращался в «деревню», как они с друзьями звали тогда Троицк (Академгородок), пока всё не сдаст.
Как-то на майские праздники отправился в поход в Крым. Там, на Кара-Даге, встретил свою будущую жену Татьяну Васильеву. Поженились в 1974 году, вырастили двоих сыновей.
Защитил диплом, отслужил в армии, вернулся в Троицк уже женатым. С перестройкой в жизни Сергея физики стало меньше: для него началась эпоха ТрВ, «Трованта» и предпринимательства. Хобби – каратэ и методики оздоровления, впоследствии они легли в основу его бизнеса и нового научного увлечения.
В 1989-м в Троицке существовал клуб избирателей. Горожане с энтузиазмом готовились к выборам в Совет, как в общероссийский, так и городской. Активисты провели собрание в ДУ на 41-м, обсудили предстоящие выборы. В финале учёный и будущий главный редактор «Троицкого варианта» Борис Штерн, выйдя на сцену, сказал, что городу нужна газета, и предложил скинуться на это благородное дело… по рублю. «Штерн положил на сцену шапку, и туда накидали порядка
300 рублей, – рассказывает Сергей. – Этого вполне хватило, чтобы напечатать газету». Потом газету выпускали за счёт выручки, если не хватало, члены редакции скидывались на печать. Одним из первых в редколлегию старейшей газеты Троицка вошёл и Сергей Скорбун. С тех пор с этим хобби он не расстаётся.
Выборы были удивительные! Маленький Троицк избирал больше 50 депутатов, так что почти от каждого дома был свой народный избранник. В Совет вошли люди, жаждущие перемен. Председателем стал Геннадий Лебедев, набравший наибольшее число голосов. Среди депутатов – Татьяна Олейник, Борис Штерн, Юрий Поль, Владимир Бланк. Правда, все быстро поняли, что, когда так много людей, работать сложно, и Лебедев предложил организовать малый Совет, куда вошли только 10 депутатов, остальные работали в комиссиях и комитетах. Об этом времени жизни Троицка Сергей Скорбун рассказывает с воодушевлением и лёгкой ностальгией… Идея перестроечного Совета была построить капитализм в отдельно взятом городе Троицке.
Он вспоминал, как маленький научный городок оказался первым по числу зарегистрированных предприятий. А было так: как-то Виктор Сиднев из-за бюрократических препон не смог зарегистрировать своё СП и пошёл ругаться к Лебедеву. «Гена его выслушал и сразу всё понял, –
говорит Скорбун. – Сел и за ночь написал Устав Бюро регистрации, где были прописаны все регламенты, а главное – порядок образования зарплат сотрудников бюро – с процента от платежей. Те поняли свою выгоду, напечатали типовые комплекты документов, желающим зарегистрироваться оставалось только заполнить бланки и уплатить регистрационный сбор. На оформление уходило не больше пяти дней». Налоги зарегистрированных предприятий шли в троицкий бюджет, а количество СП и разных ООО стремительно росло. Если в 1992 году в Подмосковье было зарегистрировано около 18 500 частных предприятий, то в Троицке – более 6 000. Подмосковные чиновники быстро смекнули и забрали подоходный налог в бюджет области. Троицкие депутаты дошли до Верховного суда, оспаривая решение области. Но тут Борис Ельцин распустил Советы…
О Троицке и истории его гражданского общества Скорбун может рассказывать долго. Но возвращаемся к его личности. «Сколько мне лет по моим представлениям? – переспрашивает, улыбаясь, юбиляр. – Думаю, от 40 до 50: опыт не позволяет опуститься ниже… Из увлечений появились яхты. Раньше были ещё минералы и каратэ, походы. Что помогает жить? Любимые занятия: бизнес, связанный с методиками оздоровления, и игра на бирже. Принцип простой – любой человек любит заниматься тем, что у него получается!»
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Светлана МИХАЙЛОВА,
фото Александра КОРНЕЕВА