«А жить-то надо!». Как Олег Анофриев от Крамарова пострадал
20 июля — 90 лет со дня рождения артиста Олега Анофриева. Его голосом говорят герои любимых советских мультиков. А ведь звездой озвучивания Анофриев стал благодаря совету жены, которой он добивался долгое время. В один прекрасный день супруга спросила актера: «Слушай, а почему ты не хочешь спеть песню в фильме сам?»
Играл продавцов и пожарных
Анофриев родился в Геленджике, в семье врача. Его кинодебют состоялся в 1954 году в сатирической короткометражке «Секрет красоты». Анофриев исполнил стилягу Эдика, попавшего в парикмахерской на стрижку к своей любимой девушке. Возлюбленная, будущий мастер по прическам, в тот день сдавала экзамен по мужским стрижкам. В конце фильма Эдик уходит обезображенным.
Далее на экраны выходит комедия Самсона Самсонова «За витриной универмага», фильмы «В добрый час», «Девушка с гитарой». Сам Анофриев о начале своего кинокарьеры отзывался без энтузиазма, называл фильмы, в которых снялся, однотипными, которые неудачно пытались повторить «Карнавальную ночь». Да и амплуа не особо прельщало — он играл «каких-то продавцов, пожарных, шофёров, участковых».
Настоящая слава пришла к Анофриеву в 1973 году благодаря картине «Земля Санникова». В приключенческой ленте артист исполнил несколько песен, в том числе легендарную ныне «Есть только миг» композитора Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва. Всего же Анофриев исполнил более 200 композиций, ставших музыкальным сопровождением кинокартин «Северный вариант», «Не может быть!», «Капитан Немо», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Волшебный голос Джельсомино». И, конечно же, знаменитый хит «Не вешать нос, гардемарины» — его поют Дмитрий Харатьян и Анофриев.
AndreyGarin · Есть только миг - Олег Анофриев (Oleg Anofriev)Особенный успех Анофриеву принесла пластинка «Бременские музыканты», где он спел большинство музыкальных партий. Артист рассказывал, что к нему «пришли домой ребята — Вася Ливанов, Гена Гладков и Юра Энтин — и показали эту музыкальную сказку». Анофриеву музыкальный материал очень приглянулся — он в то время увлекался «Театром одного актёра», и ему нравилось играть несколько ролей в одном спектакле.
Про эту пластинку «Бременские музыканты», которую подростки в СССР заслушивали до дыр, актер говорил в интервью: «Мы, конечно, не ожидали такого ажиотажа и успеха, и все были бесконечно рады этому». В 1969 году появился мультфильм «Бременские музыканты», где Анофриев поёт партии Трубадура, Атаманши, Разбойников, Короля, Петуха, Кота, Пса, охранников короля.
«Львёнок — это я»
К озвучке он подходил творчески. Например, черепаху в мультфильме «Как львёнок и черепаха пели песню» Анофриев наделил узнаваемыми интонациями Фаины Раневской.
Фаину Георгиевну Анофриев называл «личностью космического масштаба». Они вместе служили в Театре им. Моссовета, где её называли Фуфой. «Рыхлая, с огромным бюстом, на который всё время роняла пепел от папиросы, — вспоминал о ней в интервью Олег Андреевич. — С подслеповатыми, но всё замечавшими глазами. С таким разящим юмором». Если Раневская «пришивала» какому-то артисту прозвище, оно приклеивалось к нему намертво. «И меня она наградила прозвищем, каким — не скажу, но обидным, — говорил Анофриев в беседе с журналистом. — И ведь оно оправдалось. Это касалось профессионального отношения к театру, который я потом действительно бросил. Но как она могла это угадать?» Именно поэтому Черепаха в мультике благодаря озвучке Олега Андреевича звучит почти как Раневская. Потому что Фаина Георгиевна — «мудрая, с неповторимым образом мышления. А Львёнок — это я, и по характеру, и по поведению. Он одновременно и смущается, и задирается, и нахальничает. Я абсолютно такой же!» — признавался Анофриев в интервью.
Кстати, озвучкой кино и мультфильмов Анофриев занялся изначально по совету жены — врача Натальи Георгиевны Отливщиковой, с которой он прожил всю жизнь. Хотя начинались их отношения не самым оптимистичным образом. С будущей женой Олег Анофриев познакомился благодаря другой девушке — Кире, с которой молодой актер закрутил роман летом 1953 года в Крыму. Потом они встретились в Москве, Кира пришла на встречу с подругой Натальей, медиком. Анофриев влюбился в неё мгновенно. Больше года он добивался её внимания, водил на спектакли, пел под гитару. Родня девушки была против такого ухажёра: «Ну зачем тебе этот актёр — смотри, какой профессор есть!» Но Анофриев понимал, что именно эта девушка — его судьба. И продолжал штурм. В итоге неприступная крепость пала, они поженились, в 1959 у пары родилась дочь Мария. Сегодня Мария Олеговна Солоденина — врач-остеопат. И внучка актёра Наталия Васильевна Анофриева — тоже.
Сам артист не скрывал в интервью, что они с женой живут, как на вулкане, оба очень импульсивные, из мелкой ссоры легко разгорается скандал. И тем не менее жизни друг без друга они не представляли. Особенно ценил Анфориев советы Натальи Георгиевны относительно творчества. Ведь именно супруга ему однажды задала вопрос: «Слушай, а почему ты не хочешь спеть песню в фильме сам?»
Олег Андреевич рассказывал в своих поздних интервью, что своё существование в пожилые годы на земле он воспринимает «как премиальные за приличное поведение»: «Мне кажется, что после 70 лет никакого смысла и интереса жить уже нет. Потому что уходят самые сокровенные чувства и порывы». Анофриев приводил в пример слова своего старинного друга Николая Крючкова, который как-то сказал: «Старик, я уже давно смотрю на женщин как на пейзаж». Смотреть на них как на пейзаж обидно. Особенно когда ты выглядишь моложе своих лет, а соответствовать этому не можешь«.
И тем не менее Анофриев и в пожилом возрасте был очень трудолюбив. В 1992 году он впервые попробовал себя в качестве кинорежиссёра и композитора фильма — в киноленте «Быть влюблённым».
В 1999 году Олег Андреевич выпустил книгу «Солдат и балерина», собрав стихи, тексты песен, воспоминания об актёрах, режиссёрах, исполнителях, с которыми его сталкивала творческая судьба: Раневская, Плятт, Бирман, Охлопков, Крючков, Весник, Вицин, Папанов. Кстати, зачастую воспоминания Анофриева о коллегах были отнюдь не «лакированными». Про Савелия Крамарова актер рассказывал, что у того «даже кличка такая была среди его коллег по "бизнесу" — Фарцовщик. Крамаров пользовался в тех кругах большим авторитетом. А всё потому, что наглым был. Даже я однажды от его наглости пострадал». Оказывается, Анофриев купил у Крамарова резиновые галоши, которые «Сава выдал за лаковую обувь». «Когда я это выяснил, деньги уже вернуть было невозможно», — говорил в интервью одному из изданий Олег Андреевич.
В конце жизни Анофриев продал свою «трёшку» в Москве переехал в посёлок Козино Одинцовского района Московской области, где и жил с семьёй в последние годы. Несмотря на болезни, не унывал, говоря, что глупо становиться «пессимистом и гундеть надо всем». «Я, конечно, брюзжу, когда смотрю телевизор: "Всё не так, не эдак". Ну и что? Побрюзжал-побрюзжал, а жить-то надо. Хочется крыжовничка или смородинки поесть, искупаться сходить», — говорил в интервью Анофриев.
Анофриев скончался 28 марта 2018 года от болезни сердца, которой страдал всю жизнь.