«Оттепели» и «заморозки» по-русски
Правители России обычно не начинают «оттепель» посреди своего правления. Это дело остается их преемникам.
Историю нашей страны можно представить в виде череды постоянных «заморозков» и «оттепелей». Примеров этого немало.
Так, правление императора Николая I – это, за определенными исключениями, сплошные «заморозки». А вот его преемник Александр II, столкнувшись с проигранной Крымской войной, фактически международной изоляцией страны и давно назревшей крестьянской реформой, пошел на «оттепель».
Правление Иосифа Сталина – это еще большие «заморозки». И после него Никита Хрущев боролся за власть в стране, на которой все еще нависала огромная тень только что ушедшего «хозяина». Он должен был поставить себя на фоне этой тени, показать другим влиятельным партийцам свою силу, но при этом не перегнуть палку, чтобы снова не закрутиться в вихре кровавых репрессий, которому Хрущев так долго служил. И он не только взялся за то, что уж давно нужно было сделать – прекращение массового террора и решение жилищного вопроса, но и боролся за власть.
Следующая большая «оттепель» произошла при Михаиле Горбачеве во второй половине 1980-х годов. И снова правитель оказался лицом к лицу с наследием предшественника – вечно откладываемыми реформами, укоренившейся в период брежневского застоя партийной номенклатурой и огромными проблемами в экономике.
В каждую из этих «оттепелей» власти выпускали политических заключенных, возобновляли контакты с другими великими державами, заключали новые международные договоры и осуществляли давно назревшие, но откладывавшиеся политические и экономические реформы.
На первый взгляд «оттепель» кажется хорошим словом. Ведь на свободу выходят несправедливо осужденные, а в политике и культуре появляются новые лица и явления. Но оттепель по определению недолговечна, в отличие от мерзлоты. И она полностью зависит от «холодов» предыдущего правления, неся на себе отпечаток нависшей тени прежнего главы государства.
Правитель России обычно не начинает «оттепель» посреди своего правления, оставляя эту задачу своему преемнику. Поэтому ждать ее от Владимира Путина с большой долей вероятности не стоит.
«Оттепель» в современной России уже начиналась при Дмитрии Медведеве и, скорее всего, продолжится при преемнике Путина. Если нынешнему президенту, конечно, не удастся найти ту идеальную «температуру», что прервет цикл «заморозков» и «оттепелей». Но сделать это не легче, чем найти философский камень.