Крымские Аланы: загадка исчезновения этого народа
Даже из одного названия Северной и Южной Осетии, недавно добавившим к своему титулу также и слово «Алания», всем известно, что древние аланы – это предки современным осетин. Однако о том, что часть этого интересного народа проживала также и в Крыму, а также о том, что там была историческая область «Крымская Алания», известно гораздо меньше.
Аланы во время великого переселения народов
Аланы, во многом похожие на скифов и сарматов, были одним из грозных кочевых племен ираноязычного происхождения, в I-III веках н. э. вторгшихся на территорию Северного Кавказа и Причерноморья, а позднее участвовавших в великом переселении народов по территории всей Европы. Об их обычаях подробно рассказывает Аммиан Марцеллин, римский историк IV века н. э.: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны». Те аланы, которые добрались в рамках завоевательных походов до Западной Европы и Северной Африки, уже к IV-V векам н. э. были полностью ассимилированы и растворились среди других народов. И лишь в Крыму и на Северном Кавказе они продолжали существовать и после этого.
В Крыму
В Крыму аланы появляются, предположительно, еще в I веке н. э. В III веке они начинают продвигаться к третьей гряде крымских гор и разрушают позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь. В III-IV веках в Крыму появляются многочисленные могильники алан: по конструкции склепы, в которых они хоронили своих мертвых, практически совпадают с погребальными сооружениями этого народа на Кавказе. В IV-V веках аланы расселяются практически по всему Крыму. Так, три крымских города этого времени – Ардавда (Феодосия), Дандака (Алма-Тамак) и Судак – можно уверенно связывать именно с аланами. Практически все эти названия допустимо перевести, используя современный осетинский язык. «Ардавда (Ардабда)» можно перевести как «Семибожная». «Дандака» – очень напоминает осетинское дæндаг («зуб»); так могли называть выдающийся вперед мыс или укрепление. Судак (Сугдак) очень напоминает осетинское сыгъдæг – «чистый».
Аланы и готы
В IV-VI веках начинает происходить смешение ираноязычных алан с другими воинственными варварскими племенами, также проживавшими в Крыму. Особенно тесные узы связывают их с германоязычными готами. В могильниках возле Мангупа, Чуфут-Кале, Лучистого, Артека, Суук-Су, Эски-Кермена, Пантикапея и др. в типичных для алан склепах и подбойных могилах начинают производиться захоронения с характерным для готов женским костюмом, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с массивной пряжкой с изображением головы орла. Этот костюм крымские аланы восприняли от готов. Тем не менее тот факт, что захоронения производились в типичных для алан склепах, а также зачастую с аланским обрядом деформации черепа, заставил большинство ученых предполагать, что в проживавших в горном Крыму смешанных алано-готских общинах численное большинство принадлежало все же аланам.
Византинизация крымских алан
В VI веке во время правления императора Юстиниана I (527-565 годы) Византия начинает привлекать живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и алан) на военную службу в качестве федератов (союзников) и возводить в стратегически важных районах укрепления. Не вызывает сомнений, что после строительства крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе и его окрестностях, в Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. Несмотря на то, что погребальный обряд продолжал мало чем отличаться от прежнего, сами захоронения стали осуществляться не только в склепах, но и в типичных для византийских христиан плитовых могилах. Да и в склепной архитектуре часто можно найти подражание устройству интерьера наземных христианских храмов.
В хазарское время
Вполне возможно, что дополнительный приток в Крым алан, носителей салтово-маяцкой археологической культуры, произошел в VII-IX веках, когда частью Крыма завладели тюрки-хазары: как известно, аланы входили в племенной состав Хазарского каганата. С некоторой осторожностью можно также предположить, что хазары захватили многие крепости, находившиеся на территории проживания готов и алан – Баклу, Дорос (Мангуп), Эски-Кермен, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен и Кырк-Йер (Чуфут-Кале).
Крымская Алания: независимое княжество?
Некоторые исследователи считали, что крымский город Кырк-Йер (Чуфут-Кале) был столицей аланского княжества, находившегося в вассальной зависимости по отношению к византийскому Херсону. Пожалуй, единственным источником, говорящим нам об «аланском селении неподалеку от Херсона», под которым, видимо, следует понимать Кырк-Йер, является «Аланское послание епископа Феодора», написанное в 1225 или 1240 году. По свидетельству Феодора, аланы жили в этом поселении «столько же по своей воле, сколько и по желанию Херсонесцев, словно некое ограждение и охрана [города]».
Вторжение татаро-монголов и их влияние на историю крымских алан
В первой половине XIII века на Кавказе и в Крыму проходят глобальные геополитические процессы, оказавшие значительное влияние на историю как крымских, так и кавказских алан. Если до XIII века крымские аланы прослеживаются только археологически, то со времени татаро-монгольского нашествия о них начинают писать и многочисленные письменные источники. По мнению археолога И. Н. Храпунова, это свидетельствует о том, что какая-то часть кавказских алан переселилась в это время в Крым из опасения перед татаро-монголами.
Некоторые источники сообщают нам о том, что татары не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы. Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу VI от 13 октября 1334 года сообщал о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Крыму готы и немногочисленные аланы. Около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер упоминал о том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар, а также стали их союзниками. В этом свидетельстве можно видеть, как закладывается основа для последующего объединения крымских готов, алан и греков в единую общность, известную под названием «таты».
Готаланы: свидетельство Иосафата Барбаро
К началу XV века внутри православной общины Крыма начинают происходить интеграционные процессы, в ходе которых местное аланским население начинает смешиваться с греческим и готским. Яркое свидетельство о смешении готов с аланами оставил венецианский купец Иосафат Барбаро (1413-1494). Описывая Крым и его регионы, Барбаро локализовал Крымскую Аланию рядом с Крымской Готией, а также разъяснил, что в результате смешения алан и пришедших вслед за ними готов появилась новая смешанная этническая общность «готаланы»: «Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами».
Ассимиляция крымских алан и их уход с исторической арены
Ситуация меняется после османского вторжения в Крым в 1475 году. Часть христианских алан и готов (готалан) была уничтожена завоевателями. Часть продолжала жить на территории бывшего княжества Феодоро и, возможно, Кырк-Йера. Анализ письменных источников XVII века позволяет предположить, что к этому времени аланы и готы вместе с другими христианами греческой веры объединились в макроэтнос, известный под названием «таты». О слиянии готов, алан и греков в один народ писал и немецкий географ Бюшинг: «остаток готов и алан, вероятно, сплавился вместе с греками в один народ».
Что же случилось с крымскими аланами дальше? К сожалению, после XVI-XVII веков аланы не прослеживаются уже ни по данным археологии, ни по письменным источникам. Однако антропологически среди крымских татар, а также татов и урумов Крыма, Добруджи и Приазовья до сих пор можно встретить голубоглазых и рыжеволосых индивидуумов, которые вполне могут быть потомками этого удивительного народа.