Крупные банки сражаются за Крым. Подвинут они главного игрока?
Крупные игроки кредитно-финансовой сферы заходить сюда боялись из-за санкций, а на самом полуострове действовал банк РНКБ, который доминировал, несмотря на соседство с АБ «Россия» и «Генбанком».
Ситуация поменялась в 2022 году, когда весной в Крым пришёл банк ПСБ. В 2023 году на полуострове появился Сбербанк.
Сейчас сюда же устремился и Тинькофф. Крымский РНКБ в то же время вошёл в группу ВТБ, но продолжает работать под собственным брендом. Всего на настоящий момент в Крыму и Севастополе представлены 10 банков.
Здоровая конкуренция
С приходом материковых игроков ситуация с оказанием банковских услуг в Крыму и Севастополе уже существенно изменилась. Хотя РНКБ всё ещё имеет наибольший удельный вес.
Например, в «Сбербанке» в 2023 году выдали ипотеки на 16 млрд рублей. Для сравнения, в том же году РНКБ выдал займов на приобретение жилья на 40,3 млрд рублей.
Одновременно ПСБ показал пятикратный рост выданных кредитных карт на полуострове.
Правда, тут нужно оговориться, что и до 2022 года жители полуострова имели возможность обзавестись материковым «пластиком». Для этого нужно было просто пересечь Крымский мост и получить карту в Краснодарском крае. В итоге даже развился так называемый карточный туризм.
Изменения происходят и в секторе корпоративного кредитования.
Уже 13 тыс. крымских предприятий и предпринимателей открыли счета в Сбербанке, а объём одобренных корпоративных кредитов тут достиг 50 млрд рублей. Но это всё ещё существенно меньше, чем у РНКБ, который в 2023 году одобрил корпоративных кредитов на 220 млрд рублей.
Рост корпоративного кредитования отметили и в ПСБ: по данным банка, в прошлом году их было выдано в полтора раза больше, чем в 2022-м. Но цифры в абсолютных значениях банк не раскрыл.
«Развитие конкуренции среди банков на Крымском полуострове — это, конечно, большой плюс. Потому что у клиентов появляется и выбор, и доступ к новым банковским продуктам. Это очевидно и лежит на поверхности. Однако конкуренция в банковской сфере очень специфична, поэтому о позитивном её развитии для Крыма и Севастополя нужно говорить с учётом этих особенностей», — пояснил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Особенности конкуренции
Одной из особенностей банковской конкуренции на территории Крымского полуострова является очевидный факт: новые игроки пока не успели обзавестись собственной развитой инфраструктурой. На это нужно и время, и весьма существенные вложения.
К примеру, «Сбербанк» и ПСБ имеют по 130 банкоматов на полуострове. А число их платёжных терминалов достигает 4,7 и 3,6 тыс. штук соответственно.
Тогда как за годы работы РНКБ успел обзавестись 1 тыс. банкоматов и 46 тыс. платёжных терминалов.
«Если бы регион был давно покрыт другими банками, то можно было бы пользоваться ранее созданной инфраструктурой. Но это не тот случай», — пояснил «Коммерсанту» независимый эксперт Максим Митусов.
Впрочем, для решения инфраструктурных сложностей банки в Крыму уже пошли по пути объединения собственных банкоматов и терминалов.
Экономист Михаил Беляев согласен, что такая существенная разница в инфраструктуре пока мешает крупным российским банкам завоёвывать клиентов в Крыму. Но он отметил и гораздо более глубокие и сложные отличия конкуренции в банковской сфере от конкуренции на товарном рынке.
«Нужно понимать, что российские банки не сильно друг от друга отличаются по предлагаемым продуктам. Но при этом переманить клиента из одного банка в другой оказывается сложно. Потому что обычно банки создают условия для того, чтобы их клиент полностью обслуживался именно у них. Это в меньшей степени касается физических лиц, которым банки гораздо охотнее выдают кредиты, если они получают зарплату на карту этого банка. Больше это относится к корпоративным клиентам, которым банки создают все условия для работы только с ними. Да и сами клиенты, особенно корпоративные, особо не стремятся к смене банка, поскольку новому банку придётся раскрыть всю информацию о себе».
По его словам, это главный фактор, который влияет на переток клиентов из одного банка в другой.
«И это касается не только Крыма, но и всей России, и даже всего мира. В итоге получается, что пользование банковскими продуктами — это вовсе не поход в магазин за хлебом, который человек может купить в любом гастрономе», — пояснил Беляев.
Андрей Мединский