В Севастополе предложили сменить индивидуальную застройку на малоэтажную
«Таким образом мы будем рационально использовать земельные участки, которые уже сформированы в черте города. И на этих территориях можно построить фонд городского жилья (в том числе и манёвренного), которое можно предоставлять медикам, учителям, сотрудникам промышленных предприятий, а также использовать для расселения аварийного жилья», — считает Журавлёв.
Однако Генплан, как подчёркивалось и при рассмотрении его проекта на заседании градостроительного совета, таких перемен не предусматривает.
«Уникальность приморских городов в том, что у них всегда большой процент индивидуальной жилой застройки, — пояснила позицию разработчиков главный архитектор проекта Юлия Барковская. — В городе Севастополе процент индивидуальной застройки действительно велик: если на долю многоквартирной жилой застройки приходится 1,6% территории города, то ИЖС и СНТ занимают порядка 6–8%. Это несопоставимые цифры. Но территории ИЖС и СНТ — это ещё и лёгкие города».
И на заседании градостроительного совета, и в эфире «ForPost Реактор» подчёркивалось, что присущая Севастополю планировочная структура существует едва ли не с момента появления города.
«Застройка балок индивидуальными домами сложилась исторически: это присуще многим городам, и это никак не останавливает развитие их планировочной структуры. И в Генплане принято решение индивидуальную жилую застройку в центре города не трогать — она останется такой, как есть. До 2046 года все эти кварталы остаются — как уникальная особенность Севастополя», — сообщила Юлия Барковская.
Несколько иначе относится к застройке балок директор Института развития города Севастопольского госуниверситета Алексей Тихонов. Он напомнил о первом советском Генплане 1939 года — первом «научно обоснованном» главном градостроительном документе города, над которым на протяжении 30-х годов трудился знаменитый севастопольский архитектор Михаил Врангель. И вопрос о балках, по словам Тихонова, при этом был одним из центральных.
«Врангель как раз считал, что балки ни в коем случае застраивать нельзя. Вообще он очень скептически оценивал малоэтажную застройку Севастополя, предлагая сохранять капитальное строительство центра города и постепенное освоение так называемых „свободок”, как они тогда назывались», — рассказал Тихонов.
Однако исторические катаклизмы внесли в планы людей свои коррективы: центр города был разрушен войной, а людям «надо было где-то жить». Поэтому застройка города пошла не так, как планировали довоенные архитекторы.
«В советское время мы дали слабину — сначала в балках появились гаражи, потом частные дома, потом уже чуть ли не гостиницы с бассейнами. Это страшная вещь, на самом деле: мы сейчас говорим о всяких чрезвычайных происшествиях, и, если что-то будет, не дай Бог, серьёзное, все эти наши балки уедут в море вместе с бассейнами и гаражами», — предсказал директор Института развития города, призвав вспомнить печальный опыт других городов и регионов.
Все участники программы согласны с тем, что принимать Генплан нужно — как подчеркнул и.о. замгубернатора Максим Жукалов, его отсутствие «сильно препятствует градостроительному развитию города». Если же будущее покажет, что Генплан нуждается в корректировке, сделать это вполне реально.
Ольга Смирнова