Плоды русской культуры соберут в Севастополе
Финал цикла «Оперные вечера», который по традиции состоится на сцене театра им. Луначарского, это, с одной стороны, перспектива новых проектов от Севастопольской оперы, а с другой — время собирать плоды искренней и профессиональной работы всех, кто разговаривал с севастопольцами языком высокой культуры.
Для Севастополя, как одного из самых русских городов нашей страны, конечно, важна русская история во всём её многообразии. Возможно, поэтому на концерт, посвящённый русской опере, прошло максимальное число зрителей.
«Русская опера — масштабна. Это первое, что приходит на ум. Она грандиозная, большая, народная. Это опера про человека, про его чаяния. Все наши великие композиторы писали масштабно — оперы по их музыке в маленьких залах не поставишь», — рассказывал ForPost режиссёр концертов Эдем Ибраимов.
Для севастопольской публики звучали фрагменты из бессмертной оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Когда-то, в августе 1920 года с этой оперы был дан старт сольных выступлений на севастопольской сцене великого Леонида Собинова, который несколько лет после революции 1917 года «поднимал» культуру в Севастополе.
Собственно, уже тогда Леонид Собинов, которого нельзя забывать и сегодня, продолжал традиции, заложенные до него в имперскую бытность города. В 1853 году журнал «Пантеон» писал: «в редком городе артист найдёт столько образованных и опытных ценителей искусства, как в Севастополе».
Организовывая лекции-концерты, Севастопольская опера и куратор курса Мария Уварова столкнулись в существенной сложностью. Дело в том, что для русского, советского человека опера неизменно сопровождалась симфоническим оркестром, тем более когда звучали произведения Чайковского, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского.
Поскольку здание театра оперы и балета ещё строится, а собственные оперная труппа и симфонический оркестр — только на стадии формирования, было придумано, не отступая от оперных партитур, по которым завещали ставить классики, заменять оркестровые инструменты возможностями драматургии, партиями рояля, отдельных инструментов или квартета. Конечно, это всё получилось только благодаря концертмейстеру Сергею Ионину и музыкальному руководителю цикла Антону Гришанину.
Знакомясь с оперными произведениями, жители Севастополя вновь открыли для себя великих Франца Йозефа Гайдна, Вольфганга-Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Людвига ван Бетховена. Через итальянскую оперу XIX века и композитора Беллини прочувствовали, как музыка из прошлого, созданная иным народом, может органично описывать современные реалии, связанные с военными конфликтами братских народов.
Беллини считал, что опера должна открывать историческую и моральную правду и находить отклик в людях.
Звучали для севастопольцев и произведения великого Джузеппе Верди, оперы которого начиная с 1975 года — наряду с операми Вагнера — ежедневно, и это не фигура речи, идут на театральных и концертных площадках мира. Хорошо приняли севастопольцы вечер немецкого романтизма, где прозвучали произведения Рихарда Вагнера, Вебера, Николаи, Шумана, Вольфа, Брамса и, конечно, Шуберта и Малера.
Как писал авторитетный театральный критик XIX века Фаддей Булгарин, при наполнении всех мест в театре становятся «заметны люди равнодушные», которые пришли в театр, чтобы «убить вечер за пять рублей», и, не находя истинного удовольствия в музыке или игре актёров, мешают наслаждению других. Конечно, это справедливо и для нас, для севастопольцев.
Но давайте будем честными: с каждым новым оперным концертом «заразившихся» оперой в Севастополе становится всё больше.
Есть уверенность, что в русском Крыму и Севастополе опера приживётся. Русские композиторы были первыми, которые создали на основе огромного пласта русской музыки — русскую оперу. Русских композиторов объединяет их любовь к Крыму. Они бывали здесь часто, творили здесь. У Глинки в «Руслане и Людмиле», у Бородина в опере «Князь Игорь», у Римского-Корсакова в его операх-сказках, операх-былинах… везде есть особенная музыкальная культура, переплетённая с восточной, особенная крымская мелодика, которую эти композиторы впитывали в Крыму.
Сергей Абрамов