Нужно ли Севастополю вооружаться шумомерами вслед за Москвой
А у нас
Принятый 27 сентября законопроект «О внесении изменений в статью 16.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» был внесен в Мосгордуму мэром Москвы Сергеем Собяниным. После вступления закона в силу шуметь будет опасно не только с 23 часов до 7 утра, как было ранее: теперь уровень производимого соседями шума можно будет замерить с 19:00 до 23.00, с 7.00 до 9.00 и с 13:00 до 15:00 (в столице это время – «тихий час»). Для этого по вашему сигналу к вам должны приехать специально обученные люди с шумомерами.
Функция измерения уровня шума в столице возлагается на сотрудников Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ). Эта действующая в Москве структура и сейчас наделена множеством полномочий – контролем за соблюдением правил благоустройства территорий, содержанием зданий и стройплощадок, техническим состоянием самоходных машин и прочих видов техники, включая аттракционы, оформлением разрешений на проведение земляных работ и установку временных ограждений и пр. И вряд ли ее сотрудников обрадует расширение круга обязанностей. Но хотя бы от части неприятностей, которыми оборачивается попытка вмешаться в соседские конфликты, они будут избавлены: шумомеры выдадут объективную информацию об уровне шума, с которыми не очень-то поспоришь.
Подчеркнем: с 23.00 до 7.00 следить за соблюдением тишины в столице по-прежнему будут полицейские. У них шумомеров нет: в крайних случаях экспертизу приходится заказывать в Роспотребнадзоре, а это, говорят, дело не быстрое. Зато поводы вмешаться у полиции, как правило, более очевидные: законопослушные и трезвые граждане шуметь с 23 до 7 часов отваживаются редко.
Севастопольский закон № 654-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории города Севастополя" принимался трудно: после состоявшегося в марте 2021 года первого чтения последовала долгая пауза, в течение которой документ дорабатывался с учетом многочисленных замечаний. Ко второму чтению законопроект «созрел» лишь в середине июля того же года. При этом одна из его разработчиков Елена Глотова не скрывала, что ряд внесенных поправок ее не устраивают. Например, из текста закона исчез запрет даже днем шуметь в воскресенье: как отмечали инициаторы этой поправки, для многих горожан выходные – единственная возможность заняться ремонтом или еще какими-то производящими шум работами.
Сейчас, напомним, шуметь в Севастополе запрещается в будние дни – с 22.00 до 07.00 и с 13.00 до 15.00 (этот промежуток также отводится под «тихий час»). В выходные дни запрет действует с 23.00 до 09.00 и с 13.00 до 15.00. Дополнительные ограничения предусмотрены на случай проведения в многоквартирных домах строительных или ремонтных работ: в будние дни их следует прекращать не позднее 20.00 и возобновлять не ранее 9.00, в выходные – не позднее 19.00 и не ранее 10.00. Плюс «тихий час» с 13.00 до 15.00 вне зависимости от дня недели. Штраф для граждан-нарушителей составляет от 500 до 2000 рублей.
Главное, что он есть
Все эти требования, как и в Москве, распространяются на жителей многоквартирных домов, но не садоводческих товариществ. Эта несправедливость, по мнению жителей многочисленных севастопольских СНТ, породила законопроект о внесении в закон о тишине изменений, о которых рассказывала ForPost. Политика. Однако в декабре 2022 года изменения поддержаны Заксобранием не были. Не в последнюю очередь и потому, что в нем опять возник круглосуточный запрет на земляные и строительные работы в воскресенье и в нерабочие праздничные дни.
«Этот закон придуман в кабинете и никакого отношения к реальной жизни не имеет», — сказал при рассмотрении законопроекта депутат Вячеслав Горелов.
Он же высказал мнение о необходимости провести мониторинг правоприменительной практики, чтобы посмотреть – работает ли закон и если нет, то почему.
Напомним: в Севастополе сигналы о нарушениях тишины фиксирует полиция. Она же прибывает на место и регистрирует нарушение, после чего передает информацию департаменту внутренней политики (?) правительства Севастополя. Непосредственно протоколы составляют и передают мировым судьям сотрудники этого департамента.
Эта странноватая система также вызывала в свое время немало скептических оценок. Так можно ли говорить, что закон работает?
Глава юридического управления Заксобрания Севастополя Елена Близнюк, к которой мы обратились за комментариями, считает, что работает. По ее словам, это подтверждается как практикой работы мировых судей, которые принимают решения на основании составленных департаментом внутренней политики протоколов, так и снижением числа жалоб, поступающих в Заксобрание.
«Этот закон нужен уже для того, чтобы люди знали о его существовании и принимали во внимание, что они не одни в этом мире - вокруг живут люди, с интересами которых нужно считаться. Об этом говорили, принимая закон, и депутаты», - напоминает Елена Близнюк.
В некоторых конфликтных ситуациях достаточно бывает простого упоминания о существовании такого закона, - подчеркивает она. Подтвердил резкое снижение количества жалоб на шум и глава комитета Заксобрания по городскому хозяйству Вячеслав Камзолов. По крайней мере, в комитет городского хозяйства, по его словам, после принятия закона как устные, так и письменные жалобы на нарушение тишины и покоя перестали поступать вообще.
Другой наш источник считает, что закон о тишине – не единственная причина такого благодушия. На снижение уровня шума, считает он, серьезно повлияла и вся сегодняшняя ситуация – от закрытия некоторых ресторанов и «наливаек» до элементарного опасения шуметь в городе, живущем в условиях желтого уровня террористической опасности. Тем не менее, согласно информации УМВД, в 2022 году жалобы на нарушение тишины и покоя фиксировались в выходные и нерабочие праздничные дни 480 раз. У департамента внутренней политики данные несколько иные: за год материалы о правонарушениях поступали сюда 517 раз.
Ну а что же с шумомерами – стоит ли Севастополю перенять этот столичный опыт? Елена Близнюк к этой идее относится осторожно. И в первую очередь – потому, что и опыта-то еще никакого нет.
«Сначала нужно посмотреть, как это будет работать в Москве», - считает она.
Аналогичным образом отнесся к этой идее и Вячеслав Камзолов.
«Если это будет положительный опыт, возможно, мы такие изменения и рассмотрим», - говорит он.
И добавляет: это еще и вопрос бюджета, поскольку приобретение шумомеров потребует определенных затрат. И тут Москва находится в гораздо более выигрышном положении.
Третий наш источник уверен - принятая в столице поправка лишь увеличит число конфликтов между соседями. И на руку она в первую очередь склочникам, которые готовы третировать соседей даже за плач ребенка. В его словах, как нам представляется, есть резон. Допустимый уровень шума регулируется СанПиН и един для всей страны. В дневное время норма составляет всего 40 децибел - это звук обычного человеческого голоса. То есть поводов придраться к соседям при желании будет немало. И миру между ними это вряд ли поспособствует.
Предвидя реакцию наших читателей, жаждущих добиться тишины любыми возможными способами, сообщаем: принятый в столице закон в любом случае не избавит граждан от шума из-за ведущегося по соседству строительства или дорожного ремонта. Не коснется он и жителей частного сектора: там следить за порядком, как и прежде, будут исключительно участковые.
Ольга Смирнова