Мнение психолога об отбое воздушной тревоги в Севастополе
Реальностью нашего сегодняшнего дня стала угроза воздушной атаки Севастополя. Именно поэтому Оперштабом в минувшие выходные была разработана организация оповещения населения об угрозе воздушной атаки в Севастополе. И уже вчера, в понедельник, эта организация (естественно, не по инициативе Правительства) была отработана на практике. Причем, достаточно успешно.
Напомню алгоритм оповещения. При получении от структур МО РФ информации о воздушной угрозе, Губернатор Севастополя лично даёт команду на запуск оповещения. Это три дублирующих пункта:
– ЕДДС одновременно запускает сирены и громкоговорители по городу;
– публикуется информация в ТГ-канале Губернатора @razvozhaev;
– сигнал тревоги запускается по региональным СМИ (на телеканалах «СТВ», «Севастополь-24», «Вести Севастополь», «Первый Севастопольский», «НТС», системах кабельного телевещания «СевСтар», радиостанциям «Севастополь ФМ» и «Вести FM Севастополь»).
После того, как МО РФ даёт сигнал об отмене, то воздушная опасность снимается: сирены выключаются, по телеканалам и радио идёт сигнал отбоя тревоги. Причем, «сигнал объявления тревоги и снятия различаются и по визуальному оформлению, и по голосовому».
И как показала практика, этот алгоритм работает достаточно успешно, с точки зрения гражданской обороны. А вот с точки зрения психологии человека, имеются определенные проблемы. Главная из них – длительное нахождение людей в состоянии стресса после отбоя воздушной тревоги. Люди долго не могли заснуть, сон их под утро был тревожным, просыпались «разбитыми», неотдохнувшими. Некоторые, так вообще, провели бессонную ночь.
Об этой реакции психики сегодня, на следующий день после вчерашней «угрозы воздушной атаки», свидетельствует более 20 обращений к психологам. Естественно, что у каждого из обратившихся своя собственная причина тому, что тревога послужила для них триггером возникшей тревоги, страхов, дискомфорта. Но есть и общий момент, связанный со сценарием происходившего.
Звук сирен и громкоговорителей по городу длится достаточно длительное время, вызывая у людей характерную для них реакцию: по гипертоническому типу (при преобладании инстинкта напасть-убежать) или гипотоническому типу (при преобладании инстинкта замереть-замаскироваться). А в основном (90%), мы «гипертоники», поэтому в организме происходит следующее. Гипоталамус при звуках сирены начинает вырабатывать гормоны, активизирующие гипофиз и надпочечники. Адреналин и кортизол запускает иммунологическую реакцию организма. Пульс учащается, мышцы напрягаются – тело готовится к борьбе за выживание.
Когда наши анализаторы (а при «воздушной тревоге» – слух – это главенствующий) убеждаются, что угроза жизни прошла, происходит обратный процесс. Гипоталамус и надпочечники успокаиваются, мышцы расслабляются, а следом за ним и вы. Это нормальная стрессовая реакция, и она обычно проходит быстро. Но что происходит сейчас? Полчаса вытья сирен накачивали нас адреналином и кортизолом, мешая слуху анализировать обстановку (работу ПВО, возможные разрывы и т.п.), а потом – короткий сигнал «отбой».
Вроде и угрозы для жизни больше нет, и мы должны, типа успокоиться, а не получается – мозг не верит, что опасность ушла и держит нас в стрессе, на случай подтверждения. Именно поэтому люди плохо засыпают, спят, продолжая прислушиваться или вообще не спят, ждут. Короче, ситуация как в анекдоте…
«Пьяный мужик постоянно приходил в полночь, снимал, сидя на кровати ботинки, по очереди кидал их в стену и только после этого засыпал. Соседи за стеной, которых его «ритуал» порядком утомил, однажды предупредили его, что набьют ему морду, если он будет мешать им спать.
И вот он пришел как-то пьяный, снял один ботинок, запустил его в стену, потом вспомнил о предупреждении… Тихонько снял второй ботинок, тихонько поставил его под кровать и уснул. Через два часа просыпается от стука в дверь. Открывает – стоят злобные соседи: «Ты что, падла делаешь, мы уже два часа не спим – ждем, когда ты второй ботинок запустишь!»
Вот так и мы ждем после тревоги. Поэтому рекомендую давать более длительную «обратную связь» психике при отбое воздушной тревоги. Это можно сделать как на общегородском уровне – например, через те же громкоговорители транслировать какую-то «успокоительную, мирную» музыку или песню («Севастопольский вальс», «Подмосковные вечера», да хоть «Спят усталые игрушки…»).
А можно сделать каждому индивидуально – после отбоя прослушивать у себя дома что-то ваше личное, настраивающее на сон и расслабление (звуки природы, музыку-релакс, классику). Только громко не делайте, чтобы соседи не пришли…
Короче, как говорит Иван Федосович Ермаков, будьте здоровы и счастливы!
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»
Кручинин Леонид Юрьевич,
Психолог, родотерапевт