Школьная травля в Севастополе: версия стороны обидчика
Однако при подготовке очередной истории о школьной травле семьи всех участников конфликта – и жертвы, и агрессора охотно делились с корреспондентом ForPost своим видением ситуации. Неужели и здесь не все так однозначно?
Мячом в лицо
Эта история началась в сентябре прошлого года. Ученики 7-го класса одной из севастопольских школ, мальчик и девочка, начали конфликтовать после того, как классный руководитель решила посадить их за одну парту. По утверждению мамы девочки, новый сосед по парте стал унижать и оскорблять её дочь.
«Моя дочка очень спокойная, неконфликтная. Ни с кем больше никогда проблем у неё не было. Оскорбления от одноклассника начались просто так. Весь сентябрь он её пинал, все ноги были в синяках. Я обращалась к классному руководителю, их в конце концов пересадили, но проблема не ушла. Он продолжил оскорблять ее на переменах, в том числе нецензурными словами», – рассказала ForPost мама семиклассницы.
Свидетелем одного из таких инцидентов стала учитель физики.
«Был случай, когда он оскорбил её прямо на уроке. Учитель физики не знала, что их уже рассадили, и сказала сесть вместе. Когда мальчик обозвал дочку, учитель услышала это и вызвала его маму в школу», – говорит мама школьницы.
Были случаи не только словесного давления. На одном из уроков физкультуры одноклассник бросил в неё мяч, попав в лицо.
«На следующий день он ещё устроил потасовку, тоже на физкультуре, и моей дочери «прилетело» по голове. Начались проблемы с открыванием рта. Пошли к стоматологу, тот направил к ортодонту, но он визуально не смог определить, что это, и отправил на КТ. По результатам этого обследования диагноз тоже не поставили. Мы пошли к другому, платному ортодонту, а он направил на МРТ», – рассказывает Светлана.
По ее словам, в общей сложности на походы к врачам и обследования ушло три месяца. МРТ показала патологические изменения в челюсти, в том числе задний вывих левого суставного диска и дисфункцию височно-челюстных суставов.
«Сейчас мне говорят, что нет никаких доказательств, что надо было сразу идти снимать побои. Но как их снимать, если это внутренний вывих, и визуально он не заметен? Теперь у дочки постоянно выпадает челюсть. Нужно лечиться, искать врача-гнатолога. Я обратилась в полицию, но судмедэкспертизу мы не проходили. Даже если бы я повезла туда ребёнка, никто без КТ и МРТ диагноз бы нам не поставил», – говорит собеседница ForPost.
Реверс
Первую попытку вмешаться в ситуацию с травлей своей дочери Светлана предприняла в ноябре прошлого года. Она связалась с мамой мальчика и рассказала ей о проблеме.
Собеседница отнеслась к ситуации с «пониманием» и провела беседу с сыном. Однако, как утверждает мама девочки, подростка хватило всего на пару дней, а потом всё началось заново.
Чтобы объективно разобраться в ситуации, поскольку проблема гораздо шире конкретно этого конфликта, корреспондент ForPost решил подробно разобрать инциденты с мамой мальчика.
«Когда я спросила у сына, за что он её оскорбил, мой ребёнок сказал, что она весь урок тыкала в него ручкой и била по ногам. Он не выдержал, подскочил и назвал её плохим словом. Я заставила своего ребёнка при всех извиниться, дома поговорила с ним о том, что он мужчина и не должен так себя вести. Я попросила обоих детей не подходить друг к другу, раз у них не складываются отношения», – поделилась своим видением ситуации Ольга.
Подросток действительно стал избегать прямого столкновения с одноклассницей, но начал подговаривать других детей подключиться к травле, заявляет мама девочки. Родители школьника с этим не соглашаются. По словам мамы мальчика, она разговаривала и с другими одноклассниками сына, и никто не подтверждает факт травли.
Однако в мае произошёл ещё один неприятный инцидент.
«Дети играли в баскетбол, и этот одноклассник дочери стал её прогонять – с матами, со словами «дуры тупые здесь не нужны». При этом он снимал всё на телефон. Также он подключил к травле своего друга, и тот сильно ударил дочь по руке», – передаёт рассказ девочки её мама.
Администрация
Мама школьницы пыталась решить конфликт на уровне классного руководителя и директора школы.
«Мальчик постоянно обвиняет дочь в том, что она жалуется, и говорит, что это она виновата. Меня стали обвинять в том, что я «накручиваю». Но кто ребёнка защитит, если классный руководитель бездействует?» – сетует Светлана.
По словам классного руководителя, семиклассница никогда ей не жаловалась на травлю, кроме того, девочка совсем не выглядит затравленным ребёнком.
«Где-то раз в месяц от мамы приходит сообщение о том, что где-то он её дочку обозвал, где-то по ноге стукнул. И как потом в этом всём разбираться? Честно говоря, мы с мамой были в конфликте с сентября, поэтому общались только в переписке. После её сообщений я всегда связывалась с мамой мальчика, ставила её в известность. Мама всегда реагировала, обещала разобраться. Я веду у детей математику, уроки по расписанию каждый день, и я ни разу не была свидетелем каких-то оскорблений», – сказала классный руководитель ForPost.
Педагог признаёт, что бесед с обоими детьми с целью их примирить не проводила, но отдельно с мальчиком на эту тему разговаривала, а также посвятила один из классных часов теме буллинга.
К слову сказать, психолога в этой школе пока нет: предыдущий уволился, а сразу найти ему замену не удалось, говорят педагоги.
Директор школы также несколько раз проводила встречи с родителями учеников. По заявлению Светланы, с подростком провел беседу инспектор ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних). К ситуации подключились чиновники от образования. В итоге в школе была создана комиссия по примирению.
Однако заседание комиссии, по словам мамы девочки, было больше похоже на фарс. Во-первых, её саму на встречу не пригласили – классный руководитель попросила прийти в школу девочку, а, во-вторых, сам конфликт на заседании пытались представить надуманным.
«Хорошо, что я тоже пошла в школу. Все набросились именно на нас, начали говорить, что мы всё придумали. Мама мальчика сказала, что он дочь не трогает, и что на меня можно подать в суд за клевету. Дочь вышла из кабинета директора вся в слезах, у неё поднялось давление», – рассказывает обратившаяся в редакцию ForPost женщина.
Было и второе заседание комиссии по примирению, но на него Светлана дочь уже не повела. Итог тот же: примирение не состоялось.
Выхода нет?
Ни школа, ни полиция не захотели ставить мальчика на специальный учет. Естественно, этого не хочет и мама ученика.
«У меня складывается впечатление, что мама девочки не нацелена на то, чтобы примириться. До нашей последней встречи на заседании комиссии по примирению, когда встал вопрос об оплате консультации дантиста, я всегда была открыта для разговора. Но Светлана просит директора поставить моего сына на школьный учёт, а я не понимаю, на каком основании. Никто не подтверждает то, что идёт какая-то травля с его стороны. Почему-то девочка, которой, по её словам, в лицо прилетел мяч, не обратилась ни к учителю физкультуры, ни в медпункт», – разъясняет свою позицию мама мальчика.
По ее словам, по поводу инцидента она много раз разговаривала с сыном, и он утверждает, что перестал подходить к этой девочке ещё зимой. «У меня нет оснований ему не верить», – говорит Ольга.
Чтобы поставить точку в этом вопросе, администрация школы предложила перевести девочку в параллельный класс. Но с таким способом решения проблемы её мама не соглашается, и в первую очередь потому, что тогда у дочки поменяются некоторые учителя-предметники. Также женщина не понимает, почему уйти из класса предлагают именно её дочери, а не «обидчику».
Мама мальчика Ольга, наоборот, рада была бы перевести сына не просто в другой класс, но даже в другую школу, однако здесь уже сопротивляется подросток.
Обе мамы больше всего боятся того, что конфликт возобновится с началом учебного года.
В начале сентября для беседы с детьми на тему поведения в стенах школы и конфликтов будущий 8-й класс планирует посетить инспектор ПДН. Но поможет ли эта беседа погасить конфликт, который не смогли разрешить ни дети, ни родители, ни педагоги?
Что делать в таких случаях, почему дети никак не могут помириться, и как должны действовать взрослые, ForPost спросил у семейного и подросткового психолога Екатерины Колпаковой.
Подробнее об этом можно будет почитать в отдельной публикации.
Ольга Зубрицкая