Севастополь дорого откупится от строящихся на форте «Сталин»
Несколько лет назад 365-ю зенитную батарею (она же — форт «Сталин») руководитель РОО СОКН «Морской форт» Григорий Донец приводил в пример как образец недостойного отношения к памятнику героической истории.
Недавнее постановление правительства о новых границах охранных и регламентных зон вокруг самой батареи и монумента должно поставить точку в затяжной битве сегодняшних защитников батареи со строящимися на Высоте Героев частниками.
Подробнее о противостоянии: «Севастопольцам предлагают скинуться на защиту форта „Сталин”»
Однако ряд вопросов всё ещё остался.
Сейчас территория у памятника благоустроена, в батарее открыт музей
Ограничения, по словам главы Севнаследия Ирины Масликовой, определены двумя основными территориями.
Там, где уже сложился массив ИЖС, установили ограничения, позволяющие узаконить построенные и строить новые капитальные сооружения высотой до 9 метров. Эта зона регулируемой застройки распространяется на 29 участков.
Вторая зона — зона охраняемого ландшафта. Она распространяется на незастроенные земельные участки в непосредственной близости к памятнику, в том числе — на те четыре, стройку на которых со скандалом останавливали в 2019-2020 годах.
«Сейчас они не застроены, ограничения на запрет строительства на четырёх участках остаются», — подчеркнула на заседании правительства Севастополя Ирина Масликова.
— И что, это предполагает выкуп, если это законное право на землю? — уточнил тогда губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
— Нет, не совсем. В соответствии с Градостроительным кодексом может быть запрошена компенсация за потерю возможности пользоваться своим земельным участком. Напрямую выкупа не предусмотрено, только через суд, — ответила глава Севнаследия.
— Он по закону только такое решение и может принять...
Напомним: одно такое решение суд уже принял — как раз по тому участку, попытка строительства на котором в 2020 году была остановлена активными горожанами в том числе с помощью Генеральной прокуратуры РФ.
Встреча горожан и чиновников с братьями-застройщиками, 2020 год
Весной 2023 года собственник участка через суд обязал выплатить ему 4,3 миллиона рублей в качестве компенсации за участок, которым он не может пользоваться. Власти подали апелляцию, но она может изменить разве только сумму компенсации.
Казалось бы, одержана победа — как у нас принято, дорогая. Однако у тех, кто знаком с ситуацией не по статьям и документам, остались тревожные вопросы.
Они касаются ряда участков, статус которых неспециалисту сложно понять, глядя в опубликованную на сайте правительства карту даже с лупой в руках.
Все ограничения в будущем должны быть отражены на кадастровой карте, но пока их там нет — нет и окончательной ясности, достаточны ли они.
Зато есть несколько участков, статус которых очень тревожит руководителя Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Марину Гавриленко.
В случае застройки эти участки просто преградят путь к батарее. Если же участки под запретом строительства — могут стать способом сомнительного по своей чистоте обогащения.
«Есть участки прямо на той дороге, где мы едем на батарею. Те, кто хочет купить их, сейчас очень воодушевлены — „вот мы сейчас купим задёшево, а потом судиться будем и получим такие хорошие деньги”. И по этой карте я не пойму, что можно делать с этими участками, что нет. Например, можно ли их продавать? Задала вопросы Севнаследию — там решили уточнить в надзоре», — говорит Марина Гавриленко.
В ожидании ответа Севнаследия изучаем постановление правительства. В нём поручения через суд ограничить право перехода собственности участков нет, есть только запрет на ту или иную деятельность на них (в зависимости от типа зоны). А вот продавать-покупать — пожалуйста. Возможно, это и вправду открывает путь хитрым (или не очень) схемам заработка при очередной перепродаже.
И, помня недавний протест жителей частного сектора против указателей к 365-й батарее, на чью-то совесть надеяться не приходится.
Власти урок как будто бы выучили.
Но вот выучили ли его горожане?
Светлана Косинова