Севастопольскому винзаводу для спасения выделят 200 млн рублей
Выкарабкиваемся или проваливаемся?
О плачевной ситуации, в которой оказался винодельческий ГУП, ForPost рассказывал 11 мая — после того как Контрольно-счётная палата обнародовала итоги проведённой по инициативе депутатов проверки деятельности предприятия. Информация, изложенная аудиторами на 146 страницах, не оставляла возможности двойного толкования: город имеет все шансы потерять ГУП, находящийся в предбанкротном состоянии и имеющий многомиллионные долги перед АО «АБ „Россия”».
В отчёте содержится множество удивительных фактов: так, вино продавалось практически по себестоимости. После получения отчёта КСП депутаты провели сначала выездное заседание, а затем рассмотрели ситуацию на расширенном, но закрытом для журналистов заседании комитета закса по экономике. Правительство было представлено заместителем губернатора Алексеем Парикиным и директором департамента сельского хозяйства и потребительского рынка (она же — экс-замдиректора винзавода) Натальей Скорюковой. Присутствовал и директор ГУП «Севастопольский винодельческий завод» Александр Васюков.
Как рассказали ForPost глава комитета по экономике Евгений Дубовик и председатель бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов, заседание, в котором участвовало значительное число депутатов, прошло если не бурно, то достаточно оживлённо. Однако против необходимости выделения средств на избавление предприятия от долгов, подчёркивает Евгений Дубовик, никто не протестовал.
Категорически не склонен Дубовик говорить и о том, кто в сложившейся ситуации виноват. По его словам, это совершенно бесперспективно, поскольку началось всё ещё при прежних руководителях Севастополя.
«Ну, давайте вспомним Овсянникова, давайте — Меняйло. Это всё идёт с 2018, 2017, 2016 годов», — говорит глава комитета. И слава богу, что мы из этого выкарабкиваемся!»
Однако в отчёте КСП, в чём может убедиться каждый желающий, говорится отнюдь не только о давних временах. Финансовые показатели предприятия на протяжении последних лет только ухудшались, а его отчисления в бюджет сокращались. Отмечается в отчёте и отсутствие каких-либо мер по исправлению ситуации, которая становилась всё более аховой. Не представило руководство предприятия, по словам Вячеслава Аксёнова, плана по выводу винзавода из кризиса и сейчас. Хотя такие обещания звучали.
«Дорожную карту нам не показали, но обещали разработать в ближайшее время, — говорит глава бюджетной комиссии. — Принято на заседании комитета и решение о создании рабочей группы, которая должна быть сформирована до конца месяца. На её заседаниях мы намерены проработать и дорожную карту, и бизнес-план».
Депутат Роман Кияшко тоже надеется, что толк от работы комиссии, в состав которой от фракции коммунистов войдёт экономист Сергей Борисов, будет. По крайней мере, открыто «гробить завод», подчёркивает он, уже не удастся. Частично согласен он и с Евгением Дубовиком в его нежелании искать виновных.
«Очень сложно кого-то осуждать, потому что нет никакой преемственности: нынешний директор разводит руками, говорит, что кредит брали до него, и показывает, что на момент его прихода на пост руководителя ГУП кредиторская задолженность была даже больше. И это доказывает, что завод при грамотной организации работы будет приносить прибыль. Но я ему сказал открыто — с экономикой у них серьёзная проблема. И кредит, конечно, сильно тянет на дно», — говорит Кияшко.
Отдать 200 млн, чтобы не потерять больше
В связи с этими событиями вполне объясним интерес к фигуре директора Севастопольского винзавода Александра Васюкова. Напомним: назначение нового директора другого ГУП — «Севастопольского морского порта» — было истолковано в Севастополе как недвусмысленный знак. Как ранее сообщал ForPost, все предприятия, которыми руководит или руководил этот человек, либо уже ликвидированы, либо находятся в процессе банкротства.
Об Александре Васюкове, приехавшем в Севастополь, как и бывший глава департамента сельского хозяйства и потребительского рынка Севастополя Вадим Кирпичников, из Самарской области, из открытых источников можно узнать, что он руководил двумя предприятиями по производству гофрированного картона, бумажной и картонной тары — ООО «Ставропак» и ООО «Ставропак плюс» (Ставропольский край Самарской области — ред.). Оба ныне не действуют, деятельность второго прекращена в связи с его ликвидацией «на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства».
Виноделием Васюков никогда не занимался, но некий опыт предпринимательской деятельности у него в любом случае есть. Тем удивительнее, по словам нашего третьего, пожелавшего остаться неназванным источника, было услышать от него слова о том, что продавать виноград выгоднее, чем делать из него вино. И что добиться от торговых сетей присутствия продукции севастопольского ГУП на их полках без изменения формы собственности невозможно.
Роман Кияшко оценивает это заявление как «несусветную чушь». Другой наш источник более сдержанно говорит о неумении наладить производство. Добиться же взаимности от торговых сетей, подтверждает он, действительно не так просто, однако возможность такая есть, и люди, работающие в бизнесе, прекрасно о ней знают. Приводить его «рецепт» мы не будем, тем более что он, судя по всему, широко известен. Но главный вопрос на сегодняшний день — что же всё-таки будет с винзаводом дальше.
Как явствует из поступившего от правительства предложения выделить средства на погашение долга ГУП перед банком, расставаться с ним власти Севастополя не планируют.
«Отдавать завод за бесценок правительство не собирается, и в этом плане мы его поддерживаем», — подтверждает Вячеслав Аксёнов.
Евгений Дубовик также уверен, что выделить деньги необходимо — как для сохранения госимущества (в том числе закреплённых за предприятием земельных участков), так и для его дальнейшего эффективного использования.
«Нужно рассмотреть и возможность изъятия у учреждения имущества, не использованного в ходе ведения уставной деятельности», — подчёркивает глава комитета по экономике.
Изменение формы собственности ГУП в будущем неизбежно — этого требует федеральное законодательство. Вопрос о его приватизации в полном смысле этого слова остаётся открытым. Но даже если это произойдёт, приватизировать его, уверен Вячеслав Аксёнов, город должен за достойные деньги и на выгодных для Севастополя условиях. В том числе — при условии сохранения рабочих мест.
«В конце концов винзавод всё равно выставят на продажу — всё к этому идёт, и не только в нашем городе, — считает Роман Кияшко. Но одно дело — продать его, как Инкерманский завод марочных вин, за 500 миллионов, и другое — за 5 миллиардов, как „Массандру”. Разница ощутимая. Поэтому нужно избавиться от долгов, выйти на хороший уровень и уж потом выставлять на приватизацию — пусть город хотя бы получит серьёзные деньги, которые можно будет использовать на его нужды».
Рассмотреть предложение о выделении Севастопольскому винзаводу 200 млн рублей депутаты смогут на ближайшем заседании, которое планируется провести в пятницу, 23 июня.
Ольга Смирнова