В Ленобласти после протестов жителей отменили строительство мусороперерабатывающего завода. Это хорошо или плохо?
Строительство мусороперерабатывающего завода в 30 километрах от Петербурга, вероятно, откладывается. Завод хотели разместить в выработанном песчаном карьере «Дубровка», который сейчас затоплен. В марте Федеральное агентство водных ресурсов признало карьер водным объектом общего пользования, а значит, осушать его и строить там что-либо нельзя.
Мусороперерабатывающий завод был частью плана по решению острой проблемы с петербургскими отходами: полигоны для их захоронения переполнены. Но к заводу у экологов тоже есть вопросы. А жители Ленобласти активно протестуют против строительства комплекса в «Дубровке», опасаясь, что отходы будут отравлять грунтовые воды.
«Бумага» изучила ситуацию и узнала мнение экспертов. Рассказываем, в чем плюсы и минусы строительства мусороперерабатывающего комплекса и могут ли его все-таки возвести.
В «Дубровке» должны были открыть не только завод, но и полигон для захоронения отходов
Согласно территориальной схеме по обращению с отходами Петербурга, на месте карьера «Дубровка» во Всеволожском районе Ленобласти планировалось строительство комплекса по переработке отходов (КПО) площадью 126 гектаров, 89 из которых компания «Невский экологический оператор» («НЭО») намерена использовать под полигон для захоронения «хвостов» — неперерабатываемых отходов.
На КПО должны перерабатывать 600 тысяч тонн отходов в год. Еще 300 тысяч тонн в год планируется захоранивать на полигоне.
Отходы, которые планируют доставлять на КПО «Дубровка», должны перерабатывать в техногрунт и RDF-топливо. Предполагается, что сортировка и переработка будет происходить в несколько этапов, включая выделение черных и цветных металлов и разделение пластика по фракциям.
Жители протестуют против строительства КПО с 2021 года. В «НЭО» считают, что из-за этого проблема с мусором заходит в тупик
Местные жители развернули общественную кампанию против строительства КПО «Дубровка» в 2021 году. За это время участники движения организовали несколько общественных экспертиз — деньги на них собирались с помощью краудфандинга. Активисты также проводили несколько народных сходов, субботники и митинги, собирали подписи против строительства КПО.
А в конце марта защитники карьера выстроились у него в слово «вода».
Они убеждены, что фильтрат с полигона может загрязнять грунтовые воды, а дальше вещества попадут в реку Дубровку и Неву. Активисты тоже сомневаются в том, что «НЭО» может организовать успешную переработку отходов, поступающих на КПО.
В пресс-службе «НЭО» «Бумаге» прокомментировали, что «определенные протестные движения», которые развернулись вокруг строительства КПО в Ленобласти, выбрали для себя «пиар-технологию, основанную на привлечении внимания региональных и федеральных ведомств с целью саботировать процесс и препятствовать реализации реформы обращения с отходами».
В «НЭО» добавили, что планируемые КПО — это не «бизнес-проект регионального оператора, это важная государственная задача».
Кроме этого, в пресс-службе «НЭО» считают, что активисты, «судя по риторике, не до конца понимают сложившуюся ситуацию», в результате чего спор вокруг выбора лучшей технологии обращения с отходами «грозит стать бесконечным». Региональный оператор полагает, что «позиция людей „Да, мы согласны на строительство заводов, но только не у нас“ привела к исчерпанию мощностей действующих полигонов» и к тому, что в связи с отсутствием альтернативы, «НЭО» вывозит отходы на полигоны, а не на новые объекты.
Общественные эксперты заключили, что проект нереализуем, а продукция завода не будет востребована
Проект КПО получил отрицательное заключение после общественной экологической экспертизы.
Экологи выделили множество проблем:
- Если промышленность России не будет использовать производимое на заводе RDF-топливо, то срок эксплуатации комплекса составит всего 8,2 года с учетом размещения на нем «хвостов» и самого топлива. Эксперты также отметили, что на территории КПО «Дубровка» не хватает мощностей для складирования и обработки раздельно накопленного вторсырья.
- Проект нереализуем: комплекс хотят разместить на месте обводненного карьера, который предполагается откачать, чтобы вывезти воду цистернами. Авторы экспертизы посчитали, что потребуется 45 тысяч рейсов таких машин. «Очевидно, проектное решение по осушению карьера неосуществимо», — заключили они.
- Эксперты также не нашли данных о технологиях, которые помешают стокам фильтрата попадать в грунтовые воды (защитный экран, мембраны и другие).
- Отходы, доставляемые на КПО, могут содержать опасные вещества, например масла и разлитые лекарства. По мнению специалистов, есть риск попадания таких веществ в топливо и техногрунт, из-за чего результаты переработки будут иметь непредсказуемый состав.
- В границы санитарно-защитной зоны попадают рекреационные объекты: база отдыха «Лазурное», лазертаг-клуб и клуб «Гарнизон».
Впрочем, представители «НЭО» сообщали, что проект строительства КПО был доработан в конце 2022 — начале 2023 года. После этого общественная экспертиза не проводилась.
Ранее создатель «Экологического объединения Ленобласти» Максим Дронов рассказывал «Бумаге», что в Петербурге не налажена система глубокой сортировки отходов для получения вторсырья. Чем дольше отходы лежат в общей куче, тем выше становится их влажность, а если она превысила 60 %, то с мусором уже ничего не сделать — это не подлежащие сортировке и переработке «хвосты», которые можно только захоронить.
А специалист центра «Эком», попросивший не называть его имя, уверен, что RDF-топливо, которое намерен производить «НЭО», не будет востребовано на рынке — его калорийность ниже, чем у газа, который в России сейчас в избытке. Кроме того, ни в Петербурге, ни в Ленобласти нет инфраструктуры для сжигания этого топлива.
Проект КПО получил положительное заключение государственной экологической экспертизы
29 марта 2023 года проект КПО «Дубровка» получил одобрение государственной экологической экспертизы. Текст с результатами экспертизы не опубликован. Экспертная комиссия Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора установила, что проектная документация комплекса соответствует экологическим требованиям в области охраны окружающей среды, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Следующим этапом должен был стать перевод участка из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленного назначения.
После этого карьер «Дубровка» внесли в государственный водный реестр
8 апреля 2023 года карьер «Дубровка» признали водным объектом общего пользования. Об этом сообщили активисты, которые выступают против строительство комплекса, со ссылкой на письмо Федерального агентства водных ресурсов.
Водный кодекс РФ обязывает собственников охранять водные объекты от истощения, а значит, карьер нельзя осушать. Кроме того, Водный кодекс устанавливает, что полоса земли вдоль береговой линии шириной 25 метров предназначается для общего пользования, — это также делает невозможным строительство мусороперерабатывающего завода в карьере.
Создатель «Экологического объединения Ленобласти» Максим Дронов подтвердил «Бумаге», что внесение карьера Дубровка в водный реестр означает запрет строительства. По его словам, сейчас через суд активисты могут добиться отмены государственной экологической экспертизы, которая разрешает строительство КПО «Дубровка».
При этом сами активисты пишут, что «судьба КПО и мусорного полигона еще не решена, но большой шаг к победе сделан». Они подтвердили «Бумаге» намерение оспорить в суде результаты экспертизы.
«Бумага» направила запрос о дальнейшей судьбе КПО в пресс-службу «НЭО» и комитет Петербурга по природопользованию, но на момент публикации материала не получила ответа.
Как власти последовательно игнорировали сферу отходов в Петербурге↓
С 2018 года в России по указу Владимира Путина реализуется нацпроект «Экология». В рамках проекта к 2019 году все регионы России, в том числе Петербург, должны были начать мусорную реформу.
Осенью 2018 года стало ясно, что Петербург к ней не готов. У половины города не было регионального оператора, не было готовой терсхемы, региональные операторы не заключили договоры с перевозчиками и управляющими компаниями, собственники жилья предсказывали мусорный коллапс.
В конце 2018-го Госдума разрешила Петербургу, Москве и Севастополю отложить начало реформы на три года. Москва и Петербург отсрочкой воспользовались.
В ноябре 2019 года Смольный продлил мораторий на реформу еще на год, а через месяц начал общественные слушания по терсхеме, которую подготовили еще в 2017-м, а в декабре 2019 года опубликовали без изменений. Следствием слушаний стали протесты в январе 2020 года в Петергофе и Ломоносове.
В мае 2020 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко попросил Путина поручить Минприроды проработать вопрос о создании единого оператора. Оператора выбрали 3 сентября 2021 года, им стал «НЭО». Компания заключила контракты с перевозчиками в октябре, документы с собственниками начала подписывать только 10 декабря — менее чем за месяц до начала реформы.
После внесения карьера в водный реестр государственные СМИ и телеграм-каналы опубликовали заметки с критикой этого решения
На следующий день после внесения карьера «Дубровка» в государственный водный реестр несколько государственных или прогосударственных СМИ вышли с почти одинаковыми публикациями. «ЛенТВ24», iVBG и online47 опубликовали заметки, где утверждается, что Росгидромет якобы готовил документы по заказу группы активных жителей Всеволожского района.
Кроме этого, утверждают госсми, исследование водного объекта должно было проводиться от трех до пяти лет, а велось только последние полгода, «да и то с массой нарушений».
Автор заметки в online47 утверждает, что ситуацию со строительством мусороперерабатывающих предприятий нужно «системно расшивать», так как «нигде люди не будут рады соседству с таким новым объектом».
Все три СМИ ссылаются на заметку телеграм-канала «Тайны Ленинградского двора ZVO», автор которой предполагает, что внесение карьера в водный реестр произошло потому, что у кого-то из чиновников «имеется дача недалеко от карьера, которая может ощутимо потерять в цене из-за соседства с мусороперерабатывающим заводом».
«Невский экологический оператор» всё еще рассчитывает ввести «Дубровку» и другие заводы в эксплуатацию до конца 2024 года
Власти Петербурга и Ленобласти обещали в ближайшие годы построить пять комплексов для переработки городских отходов: три в Ленобласти и два в Петербурге.
Комплексы предполагали разместить:
- в выработанном карьере «Дубровка» Всеволожского района Ленобласти;
- в карьере «Островский» недалеко от поселка Первомайское Выборгского района Ленобласти;
- в карьере «Брандовка» («Юго-Западный») недалеко от поселка Оржица Ломоносовского района Ленобласти;
- на базе реконструируемого завода МБПО-2 на Волхонке в Петербурге;
- на базе закрытого полигона в Левашове.
«Бумаге» в пресс-службе «НЭО» сообщили, что всё еще планируют ввести запланированные КПО в эксплуатацию до конца 2024 года. Там отмечают, что КПО «Островский» в октябре 2022-го получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, а участок, где планируется строительство, перевели из лесного фонда в земли промышленности.
Однако создатель «Экологического объединения Ленобласти» Максим Дронов рассказал «Бумаге», что сейчас экологическая экспертиза по КПО «Островский» оспаривается в суде.
Ранее из территориальной схемы обращения с отходами Петербурга исключили КПО «Брандовка». Проект КПО «Новоселки» в Левашове пока находится в стадии разработки, поэтому сроки его реализации неизвестны, отмечают в «НЭО». То есть из планируемых региональным оператором объектов пока получается реализовать только один — на Волхонке.
«Бумага» направила в комитет по природопользованию вопрос о том, что планируют делать петербургские власти, если строительство оставшихся КПО будет также заблокировано судебными тяжбами, но на момент публикации материала не получила ответа.
Полигоны для петербургского мусора переполнены
Петербург, согласно территориальной схеме, производит от 1,6 до 2,3 миллиона тонн отходов в год — около 90 % этого мусора захоранивают в Ленобласти по соглашению между Дрозденко и Полтавченко от 1 июля 2017 года, а не перерабатывают.
По федеральному закону у города нет своих свалок, поэтому городские отходы, кроме Ленобласти, негде хранить и их «веером раскидывают по переполненным областным полигонам», говорит создатель движения «Экологическое объединение Ленобласти» Максим Дронов.
По словам эксперта, из-за отсутствия собственных площадок к концу 2023 года в Петербурге отходы будет «буквально некуда девать»: все полигоны Ленобласти, как следует из доклада Счетной палаты от лета 2020-го, переполнятся и исчерпают свои мощности.
Это, в свою очередь, может привести к тому, что власти начнут вывозить отходы на не предназначенные для приема и уже закрытые полигоны, анонимно говорит «Бумаге» эксперт центра «Эком». Первый кандидат для несанкционированного своза отходов, по его мнению, — полигон «Северная Самарка». Усилиями местных жителей и областных властей его удалось официально закрыть в 2022 году, но активисты сообщают, что мусор туда продолжают свозить.
Все власти — федеральные, петербургские и областные — признают проблему с полигонами. Летом 2020-го губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обещал через два с половиной года закрыть все свалки в регионе. В начале 2022-го председательница комитета Ленобласти по обращению с отходами Анастасия Кузнецова утверждала, что шесть полигонов прекратят работу.
Тем не менее в октябре 2022-го Дрозденко заявил, что «необходимо найти возможность» продлить сроки работы двух полигонов — «Лепсари» и «Беркут» — еще на год. По словам губернатора региона, в 2023-м у Ленобласти не будет альтернативных площадок для приема отходов. То есть мусор будут свозить на заполненные полигоны, делая горы отходов всё выше.
Что еще почитать:
- Встречайте мусорный коллапс — 2023. Петербургские отходы скоро некуда будет свозить: полигоны Ленобласти заполнятся. Чем это грозит?
- Перспективы, протесты и риск коллапса: главное накануне мусорной реформы в Петербурге