В Севастополе «посыпалось» жилое историческое здание
О пострадавших ForPost ничего не известно. Можно сказать, что куски отделки просто чудом не упали никому на голову. Какую-то часть задержал козырёк, а другие фрагменты фасада оказались разбросанными на пешеходной зоне.
Фотографиями последствий обрушения с ForPost поделился один из подписчиков. Он недоумевает: почему историческое здание, к тому же соседствующее с Малаховым курганом, не ремонтируют?
Жилой четырёхэтажный дом, построенный в 1959 году, является памятником архитектуры – он входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. По программе капремонта фасад этого здания должен быть отремонтирован в 2032–2034 годах. Вот только штукатурка-то сыплется уже сейчас.
Так как здание имеет охранный статус и возможности его ремонта могут быть ограничены, ForPost обратился за комментарием в Севнаследие.
Обязанности по содержанию многоквартирного дома, который признан ОКН, лежат на собственниках, которые в свою очередь делегировали их управляющей компании – ГУПС «УК Нахимовского района», пояснила глава департамента Ирина Масликова. Противоаварийные работы в таких случаях проводятся в рамках текущего содержания дома.
В управляющей компании нам подтвердили, что занимаются текущим содержанием дома и ремонт фасада – в их полномочиях, но для этого жильцам необходимо подать соответствующую заявку.
Читайте также: В Севастополе продолжается расследование «мокрого дела»
Капитальный ремонт фасада не проводился с момента постройки дома. Однако в департаменте городского хозяйства ForPost уверили в том, что управляющая организация ежегодно проводит «весенний и осенний осмотры МКД, по результатам которых на регулярной основе исключает аварийное осыпание штукатурного слоя фасада дома».
Поскольку УК занимается именно текущим содержанием дома, а его капремонт – это ответственность Фонда содействия капитальному ремонту, куда и перечисляются средства, сейчас жильцам дома необходимо провести общее собрание и принять решение о переходе на спецсчёт.
«Фонд содействия капитальному ремонту перечислит все средства, собранные этим домом, собственники изыщут недостающую сумму и проведут ремонт самостоятельно ранее срока, указанного в программе», – поясняют в пресс-службе департамента городского хозяйства.
Казалось бы, ничего сложного, однако не стоит забывать, что хотя это и многоквартирный жилой дом, но всё-таки памятник архитектуры, и нуждается он не в ремонте, а именно в реставрации.
В данном случае необходимо проводить срочные противоаварийные работы, но для этого всё равно обязательно нужно сначала провести экспертизу, а затем выполнить проектную документацию, разъяснил ForPost архитектор и инженер-реставратор, аттестованный специалист Минкульта РФ Анатолий Пряшников.
«Чтобы качественно отреставрировать фасад этого дома, нужны хорошие специалисты: технология достаточно сложная, поскольку эта штукатурка не песчано-цементная, а известковая», – отмечает реставратор.
Он подчеркнул: обслуживающая организация, не имеющая специальной лицензии, не вправе выполнять работы на ОКН, тем более без проектной документации. Делается она по упрощённой схеме, но обойдётся не в один миллион рублей. Прибавить к этому оплату самих реставрационных работ – и получается вовсе неподъёмная для жильцов сумма.
На сайте же Фонда содействия капремонту указано, что на данный момент на счету дома 1 млн 331 тысяча рублей, собранных на капитальный ремонт. Задолженность составляет почти 210 тысяч рублей.
Основатель сообщества «Архитектура Севастополя» историк Степан Самошин в беседе с корреспондентом ForPost отметил актуальность проблемы финансирования и первоочерёдности ремонта жилых домов-ОКН. По его мнению, выходом могла бы стать специальная целевая программа с отдельным финансированием, но в нынешнее непростое время, когда перед государством стоят более важные задачи, сделать это вряд ли получится.
Остаётся надеяться, что будут предприняты хоть какие-то меры для обеспечения безопасности жильцов дома № 27 и прохожих, например, установят противоаварийные страхующие системы.
Реставратор Анатолий Пряшников видит в этом выход: именно так поступали с памятниками архитектуры на Большой Морской, и эффективность таких систем не подлежит сомнению.
«В этих сетках-ловушках сейчас висит много конструкций, которые отвалились и могли бы упасть людям на голову. Формально, по 73-ФЗ, ставить системы нельзя, потому что это ОКН. Но когда ситуация безвыходная, денег на ремонт не хватает, чиновники могли бы «проявить волю» и дать добро, чтобы избежать трагедий», – уверен специалист.
Анатолий Пряшников отметил, что в других российских городах, в частности, в Санкт-Петербурге, противоаварийные работы на объектах культурного наследия проводятся без бюрократических проволочек.
Реставрация ОКН в Севастополе – тема острая. Даже если памятник архитектуры и дожидается своей очереди, ожидания и реальность порой входят в диссонанс. Так, например, в 2021 году историческое здание – дом № 24 на Большой Морской – реставрировали с помощью перфоратора.
Напомним, в феврале этого года во время ремонта крыши жилого дома на Большой Морской, который тоже является объектом культурного наследия, было повреждено перекрытие, в результате чего обрушилась часть потолка в одной из квартир. Чудом удалось избежать трагедии – фрагменты штукатурки упали прямо в детскую кроватку, а с потолка полилась горячая вода.
Алина Громова
Фото ForPost