Число обращений к защитнику севастопольских предпринимателей за год выросло втрое
«Есть польза для города»
Забегая вперед, скажем, что работа уполномоченного большинством выступивших была оценена положительно, а некоторыми и высоко. Антон Пархоменко, начав с напоминания, что при избрании бизнес-омбудсмена выдвигал другую кандидатуру, признал, что деятельность Пестерникова, за которой он внимательно наблюдает, «приносит пользу для города». В том же ключе высказались Сергей Борисов, отметивший произошедшие «структурные качественные изменения», глава комитета по экономике Евгений Дубовик и другие депутаты.
Опирались они при этом не только на личные наблюдения и субъективные оценки. С 51 на 9 место переместился Севастополь в рейтинге, составленном уполномоченным по защите прав предпринимателей при Президенте РФ совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина. Индекс административного давления рассчитывается ими на основании данных о соотношении числа проверок, штрафов, полученных предпринимателями предупреждений и других показателей, характеризующих положение бизнеса в регионе.
Несколько депутатов похвалили Пестерникова и за участие в судебных разбирательствах. В прошлом году таких случаев было 36, и в 90% случаев, как сообщил бизнес-омбудсмен, решения были приняты в пользу бизнеса. Судились же предприниматели и с УФНС, и с ДИЗО — в частности, удалось отстоять право одного из представителей малого бизнеса на аренду помещения, в котором его парикмахерская располагалась с 1997 года. Несмотря на это, с 2016 года человек вынужден был бороться с ДИЗО за право продолжать работу в тех же стенах.
«Мы прошли две инстанции, и решение было принято в пользу предпринимателя», — рассказал Пестерников.
Об острых, как бритва, отношениях предпринимателей с ДИЗО мы в былые годы писали немало. Если есть желание, можно прочитать репортаж о круглом столе, состоявшемся в стенах Заксобрания в 2017 году. И если отношения постепенно утрачивают былую остроту, это нужно только приветствовать.
В этой связи довольно странно прозвучали некоторые выступления, в которых уполномоченному по защите прав предпринимателей пытались навязать несвойственные ему функции и предъявляли претензии за то, что занимается выполнением своих прямых обязанностей, а не «защищает город от предпринимателей». Невозможно не согласиться, например, с Татьяной Щербаковой в том, что горожан возмущает несанкционированная торговля и оставляемый на рынках мусор, а доходы от официальной сдачи квартир могли бы существенно пополнить бюджет. Но, во-первых, о несанкционированной торговле, которая ущемляет в том числе и права торгующих официально, упомянул в докладе и сам Пестерников. И даже предложил увеличить штраф за незаконную торговлю. А во-вторых, работать в этом направлении — задача других органов, в том числе правоохранителей и правительства Севастополя (а в случае со штрафами — и самого Заксобрания), но никак не уполномоченного по защите прав предпринимателей!
Активно велась в прошлом году и работа по проведению совместных приемов с участием представителей власти, вплоть до заместителей губернатора, и прокуратуры. По их итогам, как следует из доклада, удалось положительно решить около половины вопросов, с которыми приходили люди.
Знак доверия
Не стал Илья Пестерников отрицать и тот факт, что граждане к уполномоченному обращаются разные.
«Есть много случаев, когда к нам, простым языком скажу, обращаются мошенники и пытаются нашими руками решить какие-то свои проблемы, в том числе снять давление со стороны правоохранительных органов», — сказал он, отвечая на вопрос Татьяны Щербаковой.
Заканчиваются такие обращения «разъяснением норм законодательства», следовать которым надлежит всем без исключения. Однако большинство предпринимателей Севастополя все же работают честно, и приходится им в последнее время несладко.
В качестве примера были приведены такие данные: в прошлом году выручка бизнеса, работающего в сфере туризма и гостеприимства, существенно снизилась, причем спад составил от 30 до 80 %. В этой связи можно сколько угодно рассуждать о том, что люди, готовые перерегистрироваться в другом регионе, чтобы получить отсутствующие в Севастополе льготы, поступают непатриотично — если речь идет о жизни и смерти, это вряд ли что-то изменит. А с убытками, напомним, 2022 год закончила треть севастопольских предприятий.
Зато число обращений, которые поступают к уполномоченному, существенно выросло: в 2021 году их было 273, в 2022-м — уже 765. Это, безусловно, свидетельствует о значительном числе проблем, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество. Но не только: как показывает жизнь, люди не идут просить помощи туда, где, как они точно знают, им не помогут. Так что рост числа обращений можно считать знаком доверия, который предприниматели испытывают к институту уполномоченного по защите их прав.
В общей сложности, по данным отчета, решить вопрос в пользу предпринимателей или найти компромисс удается в 70% случаев. Многие обращения, по словам Ильи Пестерникова, касаются земельных и имущественных отношений, размещения НТО, авторских прав, проблем с банками.
О взаимоотношениях бизнес-сообщества с банками говорили и некоторые депутаты. В частности, Роман Кияшко, обративший внимание на крайнюю закредитованность бизнеса
«С 2020 года ситуация ухудшилась, и вряд ли что-то станет лучше в этом году», — пояснил свой вопрос Кияшко.
Пестерников заверил, что во взаимоотношениях банков и бизнеса тоже участвует — если, конечно, бизнес об этом просит. И в 90% случаев удается договориться либо об отсрочке по кредитам, либо о реструктуризации долга. Однако при этом уполномоченный попросил не забывать, что в конечном итоге долг никто за предпринимателя не погасит.
Отслеживает аппарат уполномоченного и принимаемые нормативно-правовые акты. Следствием нередко становятся замечания, 16 из которых в 2022 году были приняты и учтены полностью, еще 7 — частично.
«Четко, по-капиталистически»
Порадовало, что в отчете содержалась не только статистика о количестве сделанного и достигнутого, но и предложения о том, как можно улучшить севастопольский бизнес-климат. Например, перестать тратить бюджетные средства на суды с предпринимателями там, где компромисс можно найти в досудебном порядке (а таких случаев, по мнению Ильи Пестерникова, около половины). А также перестать отказывать заявителям по формальным причинам или из-за нехватки в пакете документов одной бумажки (о чем, как подчеркнул докладчик, заявителя достаточно просто своевременно известить, сделав один звонок).
Вопросов уполномоченному было задано много. И не только ему: скорее власти можно адресовать слова Сергея Борисова о роста тарифов (по данным депутата, с конца 2022 года только тарифы на электроэнергию для бизнеса выросли на 26%).
«С одной стороны, мы ослабляем административное давление на бизнес, с другой четко, по-капиталистически давим его рублем», — сказал Борисов, добавив, что именно с повышения себестоимости товаров и услуг и начинается «неконтролируемая инфляция» при сохранении на прежнем уровне (и это в лучшем случае) доходов населения.
Заместитель губернатора Светлана Пирогова на это ответила, что тарифы растут в строгом соответствии с общероссийской тенденцией и по-прежнему не дотягивают до экономически обоснованных, из-за чего бюджет ежегодно тратит около миллиарда рублей на компенсацию «межтарифной разницы». Так что этот вопрос, хоть и весьма актуальный, точно не находится в сфере возможностей севастопольского бизнес-уполномоченного.
Еще один вопрос Борисова касался высоких процентных ставок по кредитам. По мнению депутата, они должны составлять 3,5-4%. И вряд ли с ним кто-то не согласится. Но это тоже вопрос другого уровня.
В своем заключительном слове Илья Пестерников еще раз напомнил, что он и его сотрудники занимаются защитой прав предпринимателей и восстановлением их нарушенных прав. Обратиться к бизнес-омбудсмену можно по телефону, электронной почте, непосредственно придя в офис (все контакты есть на сайте уполномоченного) либо в соцсетях. И смысл сделать это при необходимости есть: напомним еще раз, что большинство депутатов признало работу Пестерникова эффективной.
Ольга Смирнова