Треть севастопольского бизнеса работает себе в убыток
Хуже, чем раньше, но лучше, чем весной
Согласно официальным данным, предприятий, работавших с прибылью, в Севастополе за этот период было всего 64,3% от общего количества. Им можно позавидовать: сообща они получили прибыли почти на 6,2 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Лучше всего дела идут у обрабатывающих предприятий, тех, кто обеспечивает население электрической энергией, газом и паром, занимается кондиционированием воздуха, оптовой и розничной торговлей или авторемонтом.
Но более трети всех предприятий (35,7%) в это же время работали с убытком. Причем сумма, которой эти убытки исчисляются, тоже выросла — в 2,1 раза по сравнению с 2021 годом. По итогам 11 месяцев 2022-го она составляет 5,428 млрд рублей.
Главный вклад в этот отрицательный результат внесли предприятия, работающие в сфере строительства (50,1%), транспортировки и хранения (25,3%) и промышленности (21,2%).
При подведении итогов, как подчеркивает Крымстат, не учитывались субъекты малого предпринимательства и организации с числом работников до 15 человек, а также бюджетные учреждения, банки и страховые организации.
О том, что севастопольский бизнес «финансово расслаивается» — одни становятся богаче, другие, наоборот, наращивают убытки, ForPost писал и в сентябре 2022-го. Тогда основой стали данные Крымстата за первую половину года. Причем по итогам полугодия цифры выглядели еще более печально: получивших прибыль было всего 42% от общего количества. Можно констатировать, что за прошедшие после этого пять месяцев ситуация не ухудшилась, а улучшилась.
Председатель бюджетной комиссии заксобрания Севастополя Вячеслав Аксенов, комментируя динамику по итогам первого полугодия, объяснил рост убытков как субъективными, так и объективными факторами. Последние, как все понимают, связаны с проведением СВО и разрывом многих сложившихся экономических связей из-за новых санкций.
«Рвутся связи, нарушена логистика, и быстро перестроиться получается далеко не всегда. А нужно платить людям зарплату, покупать сырье и комплектующие», — пояснил тогда Вячеслав Аксенов.
В январе 2023 года, отвечая на вопросы журналистов о ситуации с привлечением в город инвестиций, глава бюджетной комиссии также отметил специфику Севастополя как «прифронтового города». Ждать в таких условиях расцвета предпринимательства, добавим от себя, было бы наивно.
Тем не менее по сравнению с весной 2022 года, считает Вячеслав Аксенов, ситуация несколько стабилизировалась.
«Она остается сложной, но определенные логистические связи уже наладились. Инфляция остается высокой, но стала ниже, чем была в первом полугодии. И хотя ситуация в целом, конечно, отличается от того, что было, скажем так, в другие годы, в течение года она все-таки несколько выровнялась, что не может не отражаться на показателях работы бизнеса», — говорит он.
Причины — не тайна
Для уполномоченного по защите прав предпринимателей Севастополя Ильи Пестерникова данные о состоянии бизнеса тоже не новость.
«Значительное количество предприятий у нас работает в сферах туризма и гостеприимства, где в 2022 году отмечался серьезный спад — их выручка снизилась от 30 до 80%. В сфере строительства тоже идет значительный спад, объяснимый с учетом СВО, подорожания материалов, снижения спроса на рынке недвижимости», — говорит он.
Особенно «сдало», подчеркивает эксперт, строительство жилья, процент которого в Севастополе был стабильно велик. По итогам 2021 года, например, на многоквартирное строительство пришлась лишь шестая часть сданных квадратных метров.
«Многоэтажки за счет банковских средств строятся, но ряд проектов, скажем так, сейчас тоже на паузе. И строители напрямую связывают это с СВО», — говорит Илья Пестерников.
Не удивляет его и улучшение данных по итогам второй половины года:
«Это элементарные платежи бюджета. Если говорить о строительстве, то компании, работающие на подрядах или субподрядах на бюджетных объектах, закрывают в конце года контракты и показывают прибыль».
По итогам декабря, таким образом, картина может еще немного измениться в лучшую сторону. Однако это не означает, что все хорошо и помогать бизнесу не надо.
«Я понимаю, что бизнесу плохо и ему нужна поддержка. И прошу об этом на всех уровнях. В том числе на последнем заседании штаба под председательством губернатора я публично говорил о необходимости такой поддержки», — говорит бизнес-омбудсмен.
Со строителями, подчеркивает он, история более сложная — несмотря на все трудности, цена квадратного метра жилья по-прежнему сильно превышает себестоимость. А вот предприятиям ряда других отраслей, по мнению уполномоченного, нужна прямая финансовая поддержка.
«Несколько МРОТ — 3-5 на сотрудника компании, — поясняет он. — Это и предупреждение безработицы, и прямая поддержка бизнеса. Если это туристическая отрасль — нужны грантовые программы, чтобы деньги шли на улучшение туристических объектов, их ремонт, замену мебели, обучение персонала. То есть этот период застоя и низкого спроса можно и нужно использовать для модернизации отрасли. Деньги прямые, невозвратные, но это на благо городу. К тому же мебель и стройматериалы будут приобретаться на территории Севастополя. Экономическая цепочка будет запущена, и финансы в регионе будут активнее двигаться по кругу».
Ольга Смирнова