Севастопольцам рассказали о темной стороне севастопольских рынков
Проверка прошла ещё весной 2022 года и охватывала ещё более ранний период – с 2020 года. В объёмном документе, подготовленном профессиональными аудиторами, содержится немало интересных деталей об эффективности и прозрачности работы ГУП «Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя».
Предприятие создано в 2014 году и управляет пятью рынками города: Центральным, Юмашевским, двумя рынками на 5-м километре Балаклавского шоссе (Южный и Вещевой) и Зоологическим рынком на Льва Толстого. Кроме того, ГУП организует деятельность «универсальной ярмарки «Центральная», более известной как рынок «Чайка» напротив Первой городской больницы.
С этой ярмаркой неразбериха: вообще-то этот участок земли предназначен для обслуживания стадиона, но передан в аренду под торговлю. КСП предлагает городу перестать обманывать себя и сменить наконец целевое назначение земли на торговлю, которая там де-факто существует уже более 20 лет.
По подсчетам журналиста это принесёт как минимум один лишний миллион рублей в год из-за разницы в ставке платежа за аренду. А когда увеличится кадастровая стоимость участка, платёж вполне может вырасти на 10–15 миллионов рублей в год.
По оценке аудиторов, формат «долгосрочной универсальной ярмарки» вместо полноценной аренды объектов государственного имущества имеет коррупционные риски, так как порядок распределения мест на ярмарке и их стоимость организатор (то есть ГУП) определяет по своему усмотрению, без какого-либо регулирования.
Это приводит в том числе к отсутствию ограничений по количеству торговых мест и как следствие этого – ограничению конкуренции. Так, на ярмарке «Центральная» установлены факты предоставления в период 2020–2021 гг. одному участнику ярмарки от 2 до 11 ярмарочных мест, следует из отчёта КСП Севастополя.
Распространена сдача мест в субаренду, что является нарушением. Более того: аудиторы выявили на «Чайке» «левое» торговое место, вообще не предусмотренное схемой размещения ярмарочных мест. Куда девались деньги за его аренду, в отчёте не указано.
При организации ярмарки «Северная» ГУП взимал плату не за квадратный метр, как положено по тарифу, а за погонный, что привело к занижению платы за ярмарочные места и соответственно, к убытку предприятия. Выяснилось: предприниматели занимают площади больше, чем отведённые им по тарифу. КСП объясняет это недостаточным контролем со стороны организатора ярмарки.
Аудиторы обратили внимание и на то, что цель ярмарок, заявленная как обеспечение населения качественными и доступными товарами, не вполне достигнута: треть опрошенных жителей города указали, что цены на ярмарках выше, чем в магазинах, поэтому ходить туда нет смысла.
Чтобы проверить этот тезис, КСП проанализировала официальные данные по ценам и нашла объективное подтверждение:
«По результатам анализа установлено, что цена на большинство продуктов питания, реализуемых на ярмарках города Севастополя, превышает или сопоставима с ценами в торговых сетях города Севастополя в соответствующем периоде времени. Исключение составляют цены на творог, масло сливочное и чаи чёрные».
Результаты проверки, по сути, развеивают мечты чиновников на тему продажи товаров на ярмарках их непосредственными производителями.
Где-то в идеальном мире радостные фермеры торгуют с прилавков свежими овощами без наценок посредников. В Севастополе всё иначе:
«Контрольно-счётная палата города Севастополя отмечает низкий уровень участия в ярмарках, организованных в 2020–2021 гг., сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также производителей продовольственных товаров».
Таковых оказалось менее 10%. Проверяющие видят причиной «налаженные каналы сбыта» в виде оптовых продаж и постоянных торговых мест на стационарных рынках, а также угрозы со стороны несанкционированной торговли.
В целом по итогам контрольного мероприятия КСП установила, что финансовое положение ГУП «УК ОРТК» «очень хорошее», то есть банкротство ему не грозит, а вот финансовые результаты за два года работы были оценены как «неудовлетворительные», указано на значительное падение прибыли и недостаточную рентабельность активов.
Ну и, наверное, главное: целевые показатели, отражающие результативность деятельности департамента и ГУП «УК ОРТК Севастополя», в документах стратегического планирования не установлены. А если нет цели – то нет и результата.
Ранее Антон Пархоменко поднимал вопрос эффективности работы «рыночного» ГУПа, который показывает высокие обороты, но крайне низкий уровень поступлений в городской бюджет положенной части чистой прибыли. Он надеется, что в правительстве учтут рекомендации его и аудиторов.