Участник СВО пытается отстоять своё кафе на севастопольской набережной
Запретное яблоко
История началась в 2017 году, когда двое севастопольцев — допустим, их зовут Руслан и Степан — купили кафе на набережной в парке Победы. «Яблоко» — назовём его так — стояло там уже семь лет.
Товарищи вложились в ремонт, в мебель, в оборудование, наняли персонал… Думалось, что при грамотном ведении дела стабильный доход обеим семьям (а у Руслана она, к слову, многодетная) обеспечен.
Был, правда, один нюанс: законная сделка касалась исключительно кафе, но не земли под ним. Документов ни о собственности, ни об аренде участка у продавца не было. Однако закон даёт собственнику здания приоритетное право аренды или покупки земли под своим капитальным строением. На этот механизм не без оснований и понадеялись предприниматели.
Однако в данном конкретном случае механизм оказался неподатлив.
«Участок ещё не сформирован», — сначала отвечали в ДИЗО.
Участок сформировали аж в 2020-м — и горхоз тут же потребовал сноса самостроя. Этот статус усилило и то, что прежний владелец реконструировал кафе, не слишком заботясь о нормах.
Степан и Руслан получили самые серьёзные — вот только увы, устные — заверения горхоза, что сноса не случится, если будут выполнены все предписания.
Но то ли обещания горхоза были не так поняты, то ли вмешался какой-то новый фактор —
«Мы всё сделали: и снос пристройки, и проект на коммуникации, и архитектурный образ, но иск никто не отозвал».
Увы, устные обещания к делу не подошьёшь, а многомесячная переписка с чиновниками и прокуратурой делу не помогли.
«Законное владение строением никак не мешает требованию освободить землю, на которую договора нет», — к этому сводится решение уже двух судебных инстанций.
С 2020 года «Яблоко» не работает.
Яблоку негде
«Снести все эти кабаки и посадить деревья / поставить лавочки / установить тренажёры», — наверняка некоторые из наших читателей уже готовы оставить похожий комментарий.
Вот только концепция этой территории после реконструкции не меняется: пляж, променад и участки с целевым назначением «развлечения» и «объекты торговли». Что ж, людям надо где-то есть, проводить время в тени летом и в тепле — зимой, а парку — жить в том числе и в межсезонье.
Но раз здесь всё равно будут кафе, почему бы не дать возможность узакониться тому, что уже существует?
К слову, у соседних заведений такой проблемы нет — как объяснили власти, земля под ними была учтена на момент обсуждения планировки и межевания парка Победы в последних числах 2018 года.
У «Яблока» кадастровый номер был, но без координат границ, и, как ответили в департаменте архитектуры, «с учётом адресной привязки определить местоположение объекта не представлялось возможным».
При формировании участка в 2020 году существование «Яблока» учли, но напутали с координатами.
«Из-за этого мы аренду и не могли получить. Ошибку признали, пообещали исправить, внести изменения в план межевания — но это выяснилось поздно, когда уже шёл суд. А суд ещё наложил ограничения на регистрацию», — говорит Степан.
Через прокуратуру предприниматели добились только предписания в адрес главы ДИЗО и наказания для ошибившегося в координатах специалиста. По словам предпринимателей, изменения в проект межевания и планировки так и не внесли, из-за чего в «предварительном согласовании предоставления земельного участка» (официальное название госуслуги) им было неоднократно отказано.
И хотя заявления на услугу были отнюдь не устными и поданными в соответствующие органы, суд почему-то не счёл их достаточными свидетельствами намерения решить вопрос по закону.
«Предоставленная в материалы дела переписка с органами власти, в том числе с ДИЗО Севастополя, это не подтверждает», — цитата из решения суда.
По всем фронтам
Один из товарищей, Руслан, в 2022 году ушёл добровольцем в зону СВО — «ну не мог спокойно смотреть на это». Пять месяцев прослужил в артиллерийских войсках, но получил травму — экстренный прыжок с танка в полной выкладке оказался неудачным.
Вернувшись, он узнал о втором решении суда — он должен снести кафе.
«Я не только не смогу создавать рабочие места, теряю все вложенные средства, но и на полученные средства от Родины, которую я защищал, должен снести здание. Более того, я теряю единственный источник средств к существованию меня и моей многодетной семьи, так как именно в этом деле я планировал иметь стабильный доход», — говорит Руслан.
Он обратился к губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву с просьбой отозвать иск горхоза и помочь законно оформить землю.
«Я не думаю, что тут был злой умысел. Скорее всего, ошибка, какое-то упущение», — считает он.
Сейчас совладельцы подают кассацию, чтобы ошибка в координатах, ставшая на пути законного оформления, была исправлена, а суд убедился-таки в изначальном намерении предпринимателей оформить землю как положено. Чем закончится этот юридический бой, ForPost непременно расскажет.
***
Была ли покупка кафе без земли надёжной сделкой? Скорее нет.
Были ли у предпринимателей основания думать, что землю можно будет получить по закону? Скорее да.
Способствует ли эта история тому, что севастопольцы, размышляющие о создании своего дела, укрепятся в намерении развивать бизнес в родном городе? Очень сомнительно.
Светлана Косинова