В Севастополе вынуждены уменьшить охранные зоны некоторых водоёмов
Новые федеральные санитарные нормы расширили водоохранную зону, и виноградники, расположенные вблизи даже самых небольших водоёмов, оказались вне закона. Такие жёсткие ограничения, по мнению главы города, больше подходят для крупных рек в других регионах России, а в окрестностях Севастополя есть реки «очень условные и номинальные», которые не нуждаются в широкой охранной зоне.
«Та же река Ай-Тодорка в Терновском районе, которая, в общем-то, всегда была закрыта бетонным каркасом и только в двух местах выходит на поверхность. Вокруг неё исторически всегда велось садоводство, виноградарство. По новым СанПиНам, условно говоря, надо отодвинуть на десять километров любую такую деятельность. Конечно, это неразумно. Мы будем добиваться сокращения этих охранных зон», — отметил губернатор.
По его словам, километровой зоны будет достаточно для сохранения водных ресурсов.
Важной и полезной считает такую инициативу бывший глава севастопольской ассоциации виноградарей и виноделов, а ныне руководитель одного из винодельческих предприятий города Андрюс Юцис.
В беседе с корреспондентом ForPost он назвал два фактора, которые обуславливают необходимость сузить водоохранные зоны. Главный — ограниченность земельных ресурсов в Севастополе.
«Мы самый маленький регион в России, и оставшихся земель, пригодных для виноградарства, у нас порядка двух тысяч гектаров. Это очень мало. Для примера, у одной „Золотой балки” около полутора тысяч гектаров, а на Тамани у крупного производителя „Кубань-Вино” примерно столько же гектаров виноградников, сколько у нас вообще таких земель», — рассказал Андрюс Юцис.
Он поддерживает идею сокращения водоохранных зон ещё и потому, что близость к водоёмам позволяет производить виноград, а соответственно, и вино высокого качества.
«Испокон веков высаживали виноград в долинах рек, там благоприятная почва. У нас не так много осадков выпадает, поэтому высадка виноградников возле водоёмов благоприятно влияет на рост растений и на будущие свойства вина», — отмечает собеседник ForPost.
Важно, по мнению Андрюса Юциса, думать не только о пользе для виноградарства, но и о защите самих водоёмов, разрешая высаживать в непосредственной близости от них только те культуры, которые возделываются органическим методом — без использования пестицидов.
Земля, на которой невозможно выращивать виноград, должна использоваться для развития инфраструктуры этой отрасли, считают севастопольские виноградари. Губернатор города с ними согласен. По его словам, в правительстве Севастополя продумывают варианты решения проблемы, связанной с видом разрешённого использования земель.
«Где-то 15 участников „Терруара” благодаря принятию ПЗЗ смогут свои вопросы закрыть, потому что ПЗЗ изменяют вид разрешённого использования, и им этого достаточно — там, где была земля населённых пунктов. А по тем, у кого категория „сельхозземли” остаётся, надо решения нормативные принимать», — отметил глава города.
По его словам, изменить категорию могут и до принятия Генплана — ради проекта «Терруар Севастополь», одной из целей которого является увеличение площади виноградников. Проект, запущенный в 2018 году, сейчас насчитывает 39 участников. Власти города планируют получить от них не менее 12 млрд рублей инвестиций.
По информации департамента сельского хозяйства и потребительского рынка, за период с 2020 года по настоящее время в Севастополе площадь виноградников увеличилась более чем на тысячу гектаров, а в 2023 году планируют засадить молодой лозой ещё около 400 гектаров земли.
Ольга Зубрицкая