К-137: называли её лодкой Березовского
Из открытых источников известно, что Севмаш построил и передал ВМФ ССС 23 подводные лодки проекта 667А, прозванные в среде подводников-североморцев «азухами». Сегодня есть весомый повод вспомнить головную АПЛ этого проекта — К-137: ровно 55 лет назад, 5 ноября 1967 года, был подписан приёмный акт о передаче подводного ракетоносца (заказ № 420) Военно-морскому флоту. Председателем правительственной комиссии был Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Петелин, а 27-го числа того же месяца лодку включили в состав Северного флота. Уводил её в Заполярье капитан первого ранга В. Л. Березовский, будущий Герой Советского Союза, контр-адмирал.
Вспомним первого командира
1952 год. Курсант Севастопольского высшего военно-морского училища Вадим Березовский в числе трёхсот выпускников стоял на плацу и ждал своего распределения. Как он потом вспоминал, в подводники никого насильно не посылали, требовались добровольцы — и из строя вышел 21 курсант. Среди них был и он. Из Севастополя лейтенанта Березовского направили в Ленинград, в отряд подводного плавания, а затем — на Северный флот, на базу подводных лодок в Полярном. Молодой офицер с трепетом в душе поднялся на палубу своей первой подводной лодки — дизельной С-43. Потом перевели на С-266, а дальше — первая атомная К-40 с тремя ракетами на борту.
Как вспоминали ветераны-подводники, капитан первого ранга Березовский был на особом счету у командования Северного флота. Неслучайно его в этом звании назначили командиром головного корабля проекта 667А К-137, о котором Вадим Леонидович был наслышан как о первом советском 16-ракетном подводном крейсере второго поколения. Тогда в прессе сообщалось, что его постройка стала ответом на уже существовавшую атомную подводную лодку военно-морских сил США «Джордж Вашингтон», чтобы позиции двух великих держав уравнялись.
Шли годы. Вадим Леонидович продолжал служить, но уже в качестве командира соединения строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. На эту должность его назначили в 1970 году, и командовал он им, уже будучи Героем Советского Союза. Именно при нём в 1972 году соединение осваивало новый проект подводных кораблей — 667Б. После удачных испытаний нового ракетного комплекса с дальностью стрельбы 9000 км в состав флота вступил головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-279, командир которого капитан первого ранга Виктор Фролов впервые в нашем ВМФ как командир подводной лодки получил звание контр-адмирала. Эти корабли стали первыми ракетоносцами, способными поражать цели из любой точки Мирового океана.
Самому командиру соединения строящихся и ремонтирующихся подводных лодок очередное звание контр-адмирала присвоили в ноябре 1973 года, когда он с борта сторожевого корабля «Архангельский комсомолец» руководил ракетными стрельбами в Белом море.
Строили «азухи» не для показухи
Во второй половине прошлого века Военно-морской флот СССР нуждался в подводных лодках проекта 667А. Заставляла международная обстановка, и, что удивительно, практически у всех кораблей этой серии была хорошая судьба, а у К-137 — прямо-таки завидная. Судите сами: на каком ещё подводном корабле ВМФ СССР бывало сразу столько руководителей страны! В мае 1967 года на борт этой лодки поднимались генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко, главком ВМФ Адмирал Флота С. Г. Горшков, министры СССР.
Гости дали высочайшую оценку новому подводному крейсеру, и до сих пор живёт легенда, что они «обмыли» лодку спиртом до спуска на воду. Что греха таить, правильно и сделали. По-флотски! К слову, первый пуск ракеты с борта К-137 был сделан в присутствии В. П. Макеева и С. Н. Ковалёва — тоже неординарный факт.
Наименование «Ленинец» лодке было присвоено в апреле 1970 года, когда страна отмечала 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Такие подводные ракетоносцы были нужны стране, и государство на их строительство не жалело денег. Новый подводный крейсер подолгу у причала не стоял. Уже в первые годы боевых служб лодка оставила за кормой многие десятки тысяч миль. Только в 1970-е годы «Ленинцу» трижды присваивали звание «Отличный корабль».
За второй жизнью — на «Звёздочку»
Постоянное нахождение в глубинах морей-океанов сказалось на субмарине. Первый средний ремонт К-137 проходила с 1972 по 1974 год на Севмаше. В 1983-м «Ленинец» снова прибыл в Северодвинск, теперь уже на «Звёздочку» — для второго среднего ремонта. Сдаточным определили цех 10, которым тогда руководил А. И. Тихонов, ответственным сдатчиком назначили В. Д. Белоуса, сдаточным механиком — В. Ф. Пеньевского. Заказ вёл 3-й отдел, возглавляемый Б. П. Бирюлиным. Конечно, руководство «Звёздочки» воспринимало приход К-137 очень серьёзно, на её возвращение в строй были направлены лучшие силы завода. Заказ-то престижный! А ведь в тот период «Звёздочка» ремонтировала параллельно ещё четыре атомные подводные лодки. Такая вот силища была у завода!
На директорских проверках ответственный сдатчик В. Д. Белоус всегда конкретно докладывал о ходе работ на заказе, не забывая выделять узкие места. Начальник цеха А. И. Тихонов душой болел за лодку и поэтому говорил о ней на всех уровнях — директорских проверках, заседаниях парткома, собраниях советов мастеров и бригадиров, призывая заводчан, как он любил говорить, не спускать глаз с «Ленинца».
Через отсеки заказа прошли тысячи рабочих и специалистов, внеся в его вторую жизнь свой талант, профмастерство, энтузиазм и, не побоимся этого слова, настоящий патриотизм. Ремонт лодки был завершён в 1985 году, когда страна отмечала 40-летие Великой Победы. Увёл её в Заполярье капитан второго ранга В. Н. Дронов. А завершила лодка свою службу в 1999 году, прибыв снова на «Звёздочку», но уже на утилизацию.
Праздник в Доме офицеров
У меня в архиве сохранились записи о праздновании 35-летия АПЛ «Ленинец», которое проходило в городском ДОФе. На торжества были приглашены ветераны лодки, члены экипажа, корабелы Севмаша, «Звёздочки», «Арктики», представители науки из разных регионов страны. Трогательной была встреча боевых и заводских друзей, посвящённая этому событию. Как сейчас помню, в концертный зал Дома офицеров труженики предприятий заходили при орденах и медалях, только одних Героев Социалистического Труда было около пяти человек, и среди них — бригадир слесарей-монтажников цеха 10 «Звёздочки» Г. М. Толстоногов.
Встречал гостей оркестр ДОФа исполнением гимна моряков-североморцев «Прощайте скалистые горы». Выступающие вспоминали историю рождения «Ленинца». Ведь он был любимым детищем корабелов Северодвинска и надёжным боевым товарищем своим экипажам. Вот что говорил, выступая, командир К-137 капитан второго ранга С. Д. Шебеко: «Хочу выразить вам, корабелы города, благодарность за то, что вы построили этот замечательный корабль. Претензий к нему нет. Мы в своё время входили в док-камеру «Звёздочки» своим ходом, со своим светом и со своим теплом. И хотелось, чтобы с ваших стапелей сходили такие же надёжные корабли».
Многие выступающие называли К-137 лодкой Березовского». К сожалению, Вадим Леонидович по состоянию здоровья не мог прийти на торжества, но в зале он всё-таки присутствовал: молодой капитан первого ранга смотрел на собравшихся с чёрно-белого экрана фильма-хроники, когда шёл по палубе своего подводного крейсера, чтобы под гимн Советского Союза поднять военно-морской флаг.
Зал в тот момент горячо рукоплескал! С приветственными словами к участникам торжеств обратились и. о. командира Беломорской военно-морской базы контр-адмирал О. А. Трегубов, представители Севмаша, «Звёздочки», «Арктики», институтов. Так, ответственный сдатчик заказа В. Д. Белоус сказал, что ремонт К-137 для «Звёздочки» был не менее значим, чем модернизация первого в мире атомного ледокола «Ленин». Завершились торжества праздничным концертом эстрадного ансамбля Дома офицеров «Северное сияние».
Память о «Ленинце» у ягринских корабелов будет жить долго. В заводском музее оформлен целый «отсек», посвящённый К-137, достоинством которого стала часть корабельного оборудования, снятого с лодки после её утилизации.
Фото из фондов музея «Звёздочки»
Сообщение К-137: называли её лодкой Березовского появились сначала на Северный рабочий.