Мошенники забирают поля под огромные дачи
«Практически все регионы наложили табу на строительство», — сказала она на круглом столе в комитете Госдумы по аграрным вопросам.
Максимова напомнила, что фермеры получили право возводить для себя дом на своих сельскохозяйственных землях с принятием соответствующего федерального закона. Его разработали после данного в 2011 году поручения президента России, которому фермеры пожаловались на невозможность построить дом на своей же земле, уточнил первый зампред комитета Владимир Плотников.
Закон принят в июне 2021 года, подписан президентом РФ в июле, вступил в силу в марте 2022 года.
Фермерам разрешено возводить, реконструировать или эксплуатировать один дом на земле с/х назначения. Площадь застройки — не более 0,25% от площади сельхозучастка. Образование надела (наделов) из участка, на котором расположен дом, в случаях, если уменьшается площадь исходного участка, не допускается. Требования к дому: не выше трёх этажей, общая площадь — не более 500 квадратных метров.
Региональные законы могут определять муниципалитеты, где невозможны строительство, реконструкция и эксплуатация домов на сельхозземлях.
«И в результате у нас получилось как всегда. Практически во всех регионах, а я проехала довольно-таки много регионов, фермеры говорят: Светлана Викторовна, как же так? Закон замечательный, столько лет бились... Но, к сожалению, закон не работает.
В результате: уже прошёл год — ни один фермер, который бился [за строительство дома на своей сельхозземле], ничего не добился», — констатировала Светлана Максимова.
По её мнению, федеральные власти должны проанализировать применение федерального закона в субъектах РФ, выявить проблемы и успешные практики, сформулировать законодательные инициативы для обеспечения права фермеров на строительство дома.
Это, обратила она, поспособствует появлению в сёлах «опорных фермерских хозяйств», на которых «строится развитие всей сельской местности»:
«Если фермер на своей земле строит дом, считайте, и он, и его дети останутся и будут работать. И уже такие прецеденты есть. Но сегодня эти фермеры вне закона, получается».
Читайте также: В Севастополе действует схема распила льготной земли?
Регион региону рознь
То, что не всё благополучно с фермерскими домами, подтвердил сельхозпроизводитель Константин Мазуренко из Владимирской области. Там можно возводить такое жильё «в очень ограниченных землях, в очень ограниченных районах», отметил он.
В региональном законе нет права муниципалитетов вводить дополнительные критерии в отношение претендентов на строительство домов, они могут только разрешить или не разрешить, рассказал Мазуренко.
«Мы предлагали сделать критерий, что фермер должен не менее пяти-шести лет работать [на этой сельхозземле], должен проживать на селе, что у него основной доход должен быть от сельскохозяйственной деятельности. И самое главное — мы предлагали создать комиссию, <...> которая будет рассматривать заявления фермеров на строительство, с обязательным участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России», — отметил Константин Мазуренко.
А вот глава комитета Волгоградской облдумы по аграрной политике и земельным отношениям Владимир Ефимов заверил, что у них «нет отрицательной статистики» применения соответствующих федерального и субъектового законов.
Перед принятием областного закона «была широкая дискуссия», а итоговый документ получился без ограничений: фермерам позволили строить на своей земле для использования по назначению, уточнил Ефимов.
Читайте по теме: В России откроют интернет-магазины «ничейной» земли
«Фермеры» с Рублёвки
Замглавы Минсельхоза РФ Иван Лебедев пояснил, почему ведомство при подготовке указанного выше федерального закона заложило возможность регионов ввести ограничения. Хотя, отметил он, изначально проект закона позволял просто строить дом на землях сельхозназначения.
«Регионы и земля сельхозназначения, к сожалению, часто являлись элементами спекулятивных настроений. Много земли сельхозназначения перевели под стройку, она вышла из оборота. Этим региональные власти вовсю пользовались: огромные пласты земли сельхозназначения уходили под коттеджную застройку и под многоэтажную застройку», — сказал Лебедев.
Он обратил внимание, что федеральный закон дал регионам право не запрещать строительство фермерами домов на сельхозземлях, а определять «зонально, точечно», где нельзя это делать. Потому что, отметил замминистра, «побежали люди покупать крестьянско-фермерские хозяйства, выделять себе гектар на Рублёво-Успенском шоссе (элитная часть Подмосковья — прим.) и строить там дома».
«И в Московской области такого много, и в других областях, где совершенно понятно — какой там дом, какой там фермер!» — добавил Иван Лебедев.
Он привёл пример Рязанской области. Там, воспользовавшись предоставленным федеральным законом правом, определили зональность — и чиновники хорошо понимают, где спекуляция землёй, а где фермер строит себе дом — там, где он действительно работает и живёт много лет.
Лебедев считает, что можно дополнить федеральный закон критериями и правилами, которые «жёстче зафиксируют» возведение домов на сельхозучастках:
«Мы — за то, чтобы фермер мог строить дом у себя. Но чтобы в то же время не было спекуляций, когда у нас под этот закон начнут вырастать дачи с гектарами и прочие истории».
Читайте ещё: Застройщики уничтожают объекты культурного наследия по всей стране, но может стать хуже
«Распил» Ленобласти
Бывший вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк, разделяющий опасения Минсельхоза РФ, отметил: девелоперы готовы рядом с Санкт-Петербургом всё, что осталось из сельхозземель, «поделить и застроить».
Пока это удалось сдержать, определив на региональном уровне районы, где нельзя строить дома на сельскохозяйственных участках, уточнил он.
«Но всё равно пробелы сегодня в законодательстве есть, что «пилят» и выставляют на продажу. Народ сегодня безграмотный, покупается на те участки, которые выставляются на продажу. А потом создаются проблемы», — возмутился Яхнюк.
По его словам, в области такие земли выкупили «девелоперы или спекулянты, как угодно их сегодня можно назвать», после чего появилась красивая реклама жилой застройки на берегу озёр — «предлагается поделить по гектару, по два "под крестьянско-фермерские хозяйства"».
Депутат Госдумы Владимир Кашин назвал сокращение сельскохозяйственных земель великим преступлением. Он отметил, что региональные власти должны противодействовать отчуждению таких угодий «под всевозможные холуйские дела и олигархические происки».
В Севастополе депутаты сделали это, запретив дробление крупных сельхозучастков на мелкие, площадью менее одного гектара. Это произошло на фоне уничтожения таких угодий в Байдарской долине, на Северной стороне и в других частях города. А также планов агрофирмы «Золотая Балка» устроить жилищную застройку на землях виноградников и разорения земель сельскохозяйственного назначения в Языковой балке.
Читайте также: Что Москве полезно, Севастополю — смерть. Депутат заявил о последствиях выкупа сельхозземель под застройку
Алексей Лохвицкий