В бою — настоящие звери! Как свиньи и голуби с врагом боролись
2 ноября в Севастополе на волю выпустили дельфинов из дельфинария «Флиппер». Иные горячие головы из числа «диванных экспертов» поспешили заявить, что эти дельфины — не что иное, как боевые животные, «секретное чудо-оружие» и даже «убийцы».
О том, что боевые или подсобные животные применяются в армиях всего мира, знает каждый. Другое дело, что это знание неполное, обросшее мифами и легендами. Исторические примеры использования животных на полях сражений показывают, что эффективность этого «чудо-оружия» бывает разной — от потрясающей до сомнительной.
Лошади
Могут считаться эталоном боевого животного. Начало было положено ещё в Бронзовом веке. Боевые колесницы индоевропейцев сделали возможным завоевание ими почти всей Евразии — от нынешней Испании до нынешней Индии. Огромный скифский мир, простиравшийся от Дуная до Амура — тоже результат боевого применения лошади, уже верховой. Появление стремени в конце V в. н. э. подарило всаднику устойчивость в седле, а значит, возможность орудовать и копьём, и луком, и мечом... Это подстегнуло военную мысль — с тех пор на протяжении полутора тысяч лет главной ударной силой на полях сражений были кавалеристы. В конце концов, само слово «рыцарь» восходит к слову ritter, то есть всадник. «Уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами» успешно действовали и во время Наполеоновских войн, и столетие спустя — в Первой мировой войне. Да и в Великой Отечественной, которая считается «войной моторов», основной тягловой силой оставались всё-таки лошади.
Секрет военного успеха лошади лежит в её биологии и поведении. В отличие от других травоядных лошади в случае опасности формируют клин — на его острие группируются самые сильные и опытные животные. А потом клин прорывается через окружение хищников, помогая себе зубами и копытами. Классическая «конная лава», подаренная человеку природой.
Собаки
Уступают лошади в массовости, но превосходят и её, и все остальные виды в универсальности. Сторожевые псы — это понятно. Собаки охраняли военные лагеря и окопы как во времена древних царств Месопотамии, так и во времена Русско-японской войны 1904-1905 гг. Псы как ударная сила? Да, применялись, причём в достаточном количестве и тоже на протяжении долгого времени. Известны ассирийские барельефы с изображением собак в доспехах. Предполагается, что их использовали против кавалерии противника — своры собак врывались в боевые порядки, распугивали и калечили лошадей, внося в ряды неприятеля невероятный хаос. Шло время, кавалерию сменили танки, но собаки успешно боролись и с ними — во время Великой Отечественной войны первый танк был подорван собакой-камикадзе 27 июля 1941 года под Рогачёвым. Ко времени Битвы за Москву собаки-истребители танков стали существенным фактором боевых действий: «Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится», — отмечал генерал-лейтенант Дмитрий Лелюшенко. Вообще, Великая Отечественная наиболее полно раскрыла потенциал этих животных. Ездовые собаки вывезли с поля боя более 700 тыс. тяжелораненых красноармейцев. Собаки-связисты доставили 120 тыс. важных сообщений и протянули более 8 тыс. км телефонных проводов. Противотанковые собаки подорвали более 300 танков. Минно-разыскные собаки обезвредили 4 млн мин и фугасов, разминировали 303 наших и зарубежных города, а собака Джерик и минёр-розыскник Анатолий Худышев спасли могилу Александра Пушкина — в 1944 году перед отступлением немцы её минировали. Вместе с ними несли службу собаки-разведчики, собаки-диверсанты, санитарные собаки — всего 11 «военно-собачьих специальностей». Собаки и сейчас несут службу в армиях и силовых ведомствах всего мира.
Слоны
Считаются чем-то вроде танков Древнего мира — дескать, полководец, имеющий в распоряжении боевых слонов, был почти непобедим. Однако это не совсем так. Более-менее эффективно слоны использовались против конницы противника. Так, при завоевании Британии у Юлия Цезаря был только один слон, но хватило и его. Вот как писал об этом греческий историк Полиэн, автор книги «Военные хитрости»: «Ужас овладел британцами при появлении чрезвычайной величины животного, которого они увидели в первый раз. Не быв в состоянии без боязни смотреть на несшего башню слона, все они рассеялись с конями и колесницами». Но против пехоты, особенно снабжённой трещотками и факелами, слоны были бесполезны. Более того — обращённые в бегство и обезумевшие, они наносили урон своим войскам. Чтобы это предотвратить, каждый погонщик имел при себе заострённый кол и кувалду — если слон бежал к своим порядкам, его умерщвляли, забивая кол в шею у основания черепа.
Свиньи
Да, были и такие. Впрочем, их использовали только против слонов. Римский автор Аэлиан писал, что именно так римлянам удалось победить царя Пирра в битве при Беневенте в 275 году до н. э.: «Слон испытывает ужас перед визгом свиньи. Именно с их помощью, говорят, были обращены в бегство слоны Пирра Эпирского». Каким конкретно образом удавалось заставить свиней непрерывно визжать, повествуют другие авторы. В частности, тот же Полиэн, описывая осаду города Мегары войсками македонского царя Антигона II Гонаты, утверждал: «Мегаряне облили свиней смолой, подожгли и выпустили их среди слонов. Свиньи визжали под пыткой огня и изо всех сил бросались вперёд на слонов, которые в смятении и испуге ломали свои ряды и разбегались в разные стороны».
Голуби
Многие вспомнят княгиню Ольгу. Взяв с жителей осаждённого города Искоростень дань голубями, она якобы привязала к лапке каждой птицы тлеющую паклю. Голуби вернулись в свои гнёзда, и город запылал. На самом деле это просто красивая байка. Голубь с тлеющей паклей будет метаться, пока не погибнет. Так что их использовали на войне только как средство связи. В древности это был вообще самый скоростной способ передачи данных — в радиусе 10-15 км сведения поступали к адресату за 10-15 минут. А в принципе голубь с посланием способен преодолеть до 300 км. Голуби применялись даже в эпоху радиосвязи — в начале Первой мировой войны Франция мобилизовала более 100 тыс. голубей. Но и во время Второй мировой птиц «призывали» на службу массово. Так, в 1940 году в Англии было мобилизовано 200 тыс. голубей. Их использовали повсеместно и даже сбрасывали с разведывательных самолётов — птицы весили гораздо меньше радиостанций и не пеленговались вражеским радиоперехватом. В РККА вообще были сформированы голубиные роты связи — 500 голубей каждой роты работали в среднем по 20 направлениям и переносили от 50 до 100 голубеграмм за световой день.
Морские млекопитающие
Тут сразу вспоминаются боевые дельфины. Однако на самом деле первыми были всё-таки представители отряда ластоногих. И здесь приоритет целиком и полностью наш, российский. 26 января 1917 года знаменитый дрессировщик Владимир Дуров обратился с докладной запиской к командующему войсками Московского округа генералу Иосифу Мрозовскому: «Желая быть полезным своей родине, применив свои познания по дрессировке животных для обороны Государства, имею честь представить следующий проект по дрессировке ластоногих: 1. Вывод из строя неприятельских судов. 2. Срезывание морских мин на мёртвых якорях. 3. Спасание утопающих при гибели судна». Проект был рассмотрен и одобрен: «Идея, предложенная В. Л. Дуровым, заслуживает большого внимания, очень заманчива и в случае осуществления принесёт огромную пользу в военно-морском деле». Поначалу всё шло прекрасно, морские львы за несколько месяцев отлично научились срезать мины пневмоножницами, морские офицеры были в восторге... Но среди персонала Дурова, похоже, были «засланные казачки». Вот что гласит его докладная записка от 9 августа 1917 года: «Подготовляя специально для морской войны имеющихся у меня морских львов, я добился поразительных результатов, но чьей-то злоумышленной рукой они все были один за другим отравлены, что подтверждено медицинским вскрытием». Вновь к идее использовать морских млекопитающих для войны пришли чуть ли не через полвека — начиная с 1960-х годов в США и СССР военные стали дрессировать дельфинов и морских львов. Видимо, памятуя о печальной судьбе питомцев русского первопроходца, эти перспективные работы держали и держат в строгом секрете.