Голос надежды. Выброшенных дельфинов в Крыму ищут, прослушивая море
Если бы не внимательная жительница Севастополя, черноморские волны, скорее всего, скрыли бы трагическую судьбу четырех дельфинов-афалин. Их поздним вечером в бухте Парка Победы вытаскивали из грузовика и выбрасывали в море. К счастью, девушка записала происходящее на камеру телефона, выложила в сеть и позвонила в полицию.
Так началась операция по спасению ручных дельфинов у берегов Севастополя. Сейчас в судьбе четырех афалин принимают участие МВД, прокуратура, Севприроднадзор, ученые Института биологии южных морей и Карадагской научной биостанции.
— Свист каждого дельфина уникален, мы их называем «свист-автограф» и именно по ним ведём учёт популяции, — объясняет Александр Агафонов, кандидат биологических наук, научный сотрудник Карадагский научной станции, входящей в состав Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей». — Этот свист или, если хотите, голос мы записываем на гидрофон. И, плавая с гидрофоном, можно сличить свист и сказать, какой из дельфинов рядом с катером. Свист всех четырех афалин из дельфинария у нас записан. Сейчас в море у берегов Севастополя наши сотрудники с гидрофоном ищут дельфинов и сразу поймут по голосам, что это те бедолаги, которых выбросили в море.
Губернатор Севастополя Сергей Развозжаев контролирует поиск и просит жителей города оставлять в его телеграм-канале сведения о том, где они видели хоть каких-то дельфинов. К сожалению, сообщение, что двух дельфинов нашли, оказалось ложным.
Дельфинарии — опасный бизнес
Каждый, кто смотрел на этих прекрасных серых «черноморских торпед», уже не может остаться равнодушным к судьбе удивительных животных. К тому же наделённых разумом, который исследуют ученые. А вот понять, что в море без всяких процедур по адаптации ручных дельфинов выбросил не посторонний человек, а их владелец, тренер с многолетним стажем, директор севастопольского дельфинария «Flipper», не может никто.
— Я просто краснокнижных животных выпустил в их среду обитания. Мне нужно 20-30 миллионов, чтобы дожить до следующего сезона. У меня не осталось ни копейки. А мог их продать минимум по 100 тысяч долларов за каждого. Наверное, меня посадят, хотя статья будет смешная — я их не убивал и не продавал, — попытался объяснить свой поступок владелец дельфинов, директор дельфинария Владимир Калниболотский телеграм-каналу «Севастополь № 1».
Сейчас МВД Севастополя возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными. Владелец дельфинов Владимир Калниболотский даёт показания. Прокуратура города проводит проверки в дельфинарии. А люди пытаются понять, почему дельфинов обрекли на гибель.
— Владимир Калниболотский считается хозяином дельфинов, хотя юридически это тоже спорно — черноморские афалины занесены в Красную книгу, значит, они не могут быть чьей-то собственностью, то есть государство даёт их во временное владение, — рассказывает Александр Агафонов, учёный-биолог, кандидат наук, научный сотрудник Карадагской научной станции. — В работе дельфинариев есть очень много спорных юридических моментов. Мне несколько раз приходилось выступать экспертом в ходе судебных разбирательств, и скажу вам — это очень криминальный бизнес. Ведь дельфинарии приносят колоссальный доход! А что касается Владимира Калниболотского, то на его бизнес были и рейдерские наезды, да и он сам был участником судебных разбирательств. Возможно, у него, действительно, закончились деньги. А может, он не мог привести дельфинарий в соответствие с новыми правилами содержания дельфинов. Понятно только одно — по отношению к дельфинам он поступил не как человек, который их любит, заботится о них, а как бездушный коммерсант.
Две недели без еды
К счастью, есть люди, которые относятся к дельфинам совершенно иначе. Как рассказала нам пресс-секретарь Института биологии южный морей Дарья Берг, сейчас в поисках афалин участвуют в поисках ветеринар-тренер Карадагской научной станции Дарья Цветкова и младший научный сотрудник Карадагской научной станции, кандидат биологических наук Ирина Логоминова. Если дельфинов обнаружат, то они смогут оказать им помощь, провести осмотр и будут сопровождать во время транспортировки на Карадагскую научную станцию.
— Тренер Дарья Цветкова хорошо знает этих дельфинов, если их найдут, то сможет в гидрокостюме поплавать вместе с ними, помочь забрать их из воды, — рассказывает Александр Агафонов, учёный-биолог, кандидат наук, научный сотрудник Карадагской научной станции. — Оставлять их в море опасно — нет гарантии, что они выживут. Две самки с детских лет живут в дельфинарии. У таких дельфинов отсутствует навык добычи пищи. Один из самцов дольше пробыл в дикой природе, но дать гарантии, что у него быстро восстановятся инстинкты выживания в море, тоже невозможно. По мне, так всех дельфинов из дельфинариев нужно отпустить на волю. Но делать это необходимо правильно, с длительной адаптацией, чтобы животные не погибли. Такая программа есть, например, в Южной Корее. А просто бросить афалин на произвол судьбы — это жестокость.
К счастью, этот случай — первый и, будем надеяться, единственный не только в Крыму, но и в России.
— У дельфинов есть толстый слой жира, но без пищи он будет истончаться. — говорит Александр Агафонов. — Жир — это терморегулятор, и сейчас, когда Чёрное море остывает, истончение жировой прослойки будет уменьшать шансы афалин выжить. Прожить без еды дельфины могут где-то две недели, так что шансы на их спасение ещё есть.