Какие живописцы формируют ядро севастопольского «Эрмитажа»
Выставка «Калибровка», открывшаяся на временной площадке музея в «Царской пристани», призвана показать публике ядро севастопольского «Эрмитажа». ForPost встретился с директором галереи Виталием Зотовым, чтобы подробно поговорить о ключевых именах и картинах коллекции.
Полная версия интервью доступна по ссылке или внизу этого текста.
Виталий Зотов рассказал ForPost, что задача Российской государственной художественной галереи — создание большого национального собрания искусства. Первый вектор развития галереи — российское искусство второй половины XX века. Второй вектор — искусство Востока, Индии, Африки, Латинской Америки.
Юрий Анненков
Один из важнейших художников, чьи работы есть в собрании Российской государственной художественной галереи, — это Юрий Анненков. В России его справедливо считают своим художников, а во Франции, куда он эмигрировал в 1928 году, — французским. Анненков был известен как график, живописец и портретист, как писатель и иллюстратор, как автор театральных костюмов и сценограф.
На выставке представлена графическая работа Анненкова «Автопортрет с рукой и спящей музой». Работа, по словам Виталия Зотова, интересна своей редкостью и самим изображением, в котором запечатлён порыв души художника.
Юрий Анненков, «Автопортрет с рукой и спящей музой». 1930-е годы
Давид Бурлюк
Работа Давида Бурлюка «Мужской портрет» попала в собрание севастопольской галереи из частной коллекции в качестве дара. Работа отображает период творчества художника, когда он уже стал популярным и коммерчески интересным, отметил Виталий Зотов. При этом «Мужской портрет» — это иллюстрация влияния на художника постимпрессионизма и творчества великого Винсента ван Гога.
Давид Бурлюк, «Мужской портрет». Конец 1940-х — 1950-е гг.
Аркадий Пластов
Пример художника, который доказал своими работами, своим творчеством, что век авангарда подходит к концу и нужно возвращаться к реализму с его традициями, которые, как он считал, важнее, чем какие-то эксперименты в живописи.
Художник Пластов всю жизнь прожил в селе Прислониха Ульяновской области. Там же писал, создавал портрет идеального крестьянина, колхозника. В этом смысле он попал идеально в тренд, который на тот момент задало государство, хотя ощущал на себе критику, что изображает простых людей, а не колхозников-передовиков. В коллекции музея несколько работ Пластова, но на «Калибровке» представлена не самая типичная для художника.
Аркадий Пластов, «Синяя весна». 1930-е годы
Виктор Попков
Ещё одно важное имя для коллекции галереи. Попков — художник-шестидесятник. В своих работах пытается как будто надеть на себя одежду прошлого, предков, победивших в Великой Отечественной войне, и соотнести себя с тем, соответствует ли он и его поколение тем героическим подвигам, которые были совершены до них.
Виктор Попков — из той плеяды художников-фронтовиков, которые не просто переносили на холст свой военный опыт, но пытались переосмыслить и донести какой-то важный сигнал своим современникам и потомкам. На выставке представлены две его работы. «Стройка» — это как бы индустриальный пейзаж, но сильно напоминающий абстракцию. «Портрет девушки. Хакасия» — графика, выполненная гуашью, показывающая красоту советского трудового народа.
Виктор Попков, «Стройка». 1960 год
Виктор Попков, «Портрет девушки. Хакасия». 1959 год
Гелий Коржев
Один из представителей «сурового стиля» в собрании — это Гелий Коржев. В коллекции Российской государственной художественной галереи несколько работ этого автора, но на выставке представлена только одна — «Модель». Это философский этюд с изображением обнажённой старой женщины. Характерный для Коржева античный бюст философа также присутствует в работе. В ней художник показал, что красота — это вещь преходящая, но, даже ушедшая, она продолжает вдохновлять. На всякий случай работа на выставке помещена в отдельный зал с пометкой «18+».
Гелий Коржев, «Модель»
Иван Коржев
Есть на выставке и работа внука Гелия Коржева — современного русского художника Ивана Коржева. Это своего рода перекличка с известным произведением Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», где Иван Коржев выводит коня на первый план и делает главным действующим лицом.
Иван Коржев, «Репродукция. Петров-Водкин К.С. Красный конь». 1990-е годы
Рустам Хамдамов
Слева от работы Коржева — ещё одна отсылка к той же работе Петрова-Водкина — графический рисунок Рустама Хамдамова, больше известного как кинорежиссёр, в фильмах которого часто можно увидеть Ренату Литвинову. Так вот, Хамдамов также «обращается» к картине «Купание красного коня», но эту стихию-коня разворачивает в противоположную сторону — и выводит на роль главного персонажа уже всадника, который в его исполнении оброс мускулами и силой, способной это животное направлять.
Рустам Хамдамов, «На коне». 2000-е годы
Работы Ивана Коржева и Рустама Хамдамова, вступающие в заочную дискуссию с Петровым-Водкиным, по мнению Виталия Зотова, помогут научить современного зрителя смотреть на классические картины.
«Мы же знаем, что зачастую современный зритель, приходя в музей, в Эрмитаж или в Третьяковскую галерею, зачастую просто делает селфи на фоне картины. А наличие картин современных художников, имеющих перекличку с классикой, — это возможность для молодого зрителя изучать искусство и проводить свои исследования», — считает Виталий Зотов.
Андрей Васнецов
Есть в коллекции галереи работа Андрея Васнецова — внука великого русского живописца и архитектора Виктора Михайловича Васнецова («Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» и др.). Андрей Васнецов — также представитель «сурового стиля». В 1960-е он испытывал давление со стороны профессионального сообщества и власти. Критике, например, подверглась его картина «Завтрак».
В работе, представленной на севастопольской выставке Российской государственной художественной галереи, представлена работа «За столом», стилистически очень близкая к «Завтраку». В «севастопольской» картине угадывается символ Троицы, традиционной для русской иконописи. Однако что в действительности изобразил Васнецов, предстоит выяснить искусствоведам и, возможно, посетителям музея.
Андрей Васнецов, «За столом». 1960-е – 1980-е годы
Георгий Гурьянов
Одна из звёзд современного изобразительного искусства, чьи работы есть в севастопольской коллекции. Гурьянов известен широкому зрителю как барабанщик группы «КИНО». При этом он был живописцем-экспериментатором, получившим классическое академическое образование. Он тоже жил на сломе эпох, когда одна общественная формация менялась на другую. Его работы сейчас присутствуют во многих галереях и в частных собраниях. По мнению Виталия Зотова, творчество Георгия Гурьянова необходимо изучать и на его примере показывать, куда начало двигаться современное искусство в конце ХХ века.
Георгий Гурьянов, «Джамболонья». 1999 год
Илья Глазунов
Среди современных художников, представленных в коллекции, выделим выделим известного художника, сценографа и педагога Илью Глазунова. Однако в севастопольской коллекции — нетипичная для него работа.
«Это не совсем тот Глазунов, которого мы все широко знаем. В современной информационной повестке его работа „Берлин. Вечер” выглядит каким-то таким чуть ли не предупреждением. Этот встревоженный взгляд европейского городского жителя на фоне берлинского пейзажа с кровавым небом. Это почти что ли ожидание будущей долгой зимы», — отметил Виталий Зотов.
Илья Глазунов, «Берлин. Вечер». 1990-е годы
Ч. Цю и Д. Опи
Также на выставке представлены работы двух современных художников. Один из них, представитель Востока, — популярный китайский фотохудожник Ч. Цю. Второй — пользующийся популярностью в Европе британский художник Джулиан Опи, который в стиле поп-арта высмеивает данности сегодняшнего времени.
Ч. Цю, «Тату II». 1969 год
Д. Опи, «Натюрморт с грибами и кабачками». 1958 год
По мнению Виталия Зотова, выставка «Калибровка», — это, с одной стороны, демонстрация серьёзной исследовательской деятельности, которую в Севастополе проводит Российская государственная художественная галерея. А с другой — хорошая иллюстрация возможности работы музея как галереи, когда в формате одной выставки сочетаются, казалось бы, несочетаемые художники.
Сергей Абрамов
Автор выражает благодарность Юлии Блоцкой за помощь в создании материала
Иллюстрации: Российская государственная художественная галерея