Под Тулой разрушается уникальная церковь середины XIX века
Двухсотлетние фрески, декор в стиле «эклектика», стены, которые помнят известных мореплавателей и композиторов – так выглядят заброшенные храмы Тульской области. Один из них – в арсеньевском селе под необычным названием Черный Верх. Здесь сохранилась церковь середины XIX века. И, несмотря на полуразрушенное состояние, она всё еще способна поражать воображение богатой архитектурой и изящным оформлением. Чем еще способна удивить тульская глубинка, расскажем в специальном репортаже «Первого Тульского».
В первую очередь гостей здесь поражают цвета: охра, небесно-голубой, полынный… - почти такие же яркие, как и двести лет назад… А вот лики героев фресок со временем уже стали не такими четкими. Но и в нынешнем своем виде эти библейские сюжеты на стенах заброшенного храма – скорее украшение. Единственное. Уже давно вместо прихожан во входные арки заглядывают только гроздья бузины, а вместо молитв – раздается голубиное воркование: птицы облюбовали под гнёзда широкие проёмы сводчатых окон. Но церковь стоит до сих пор: ведь строили ее на века. Толщина кирпичной кладки здесь примерно метр. Благодаря такой ширине церковь смогла с достоинством выдержать натиск времени. Правда, не без потерь: в куполе уже появились первые бреши.
Каменная церковь появилась здесь на месте деревянной еще в 1849 году. Построена она в стиле «эклектика» – это смешение разных направлений в архитектуре. Храм почти полностью возвели на средства архиепископа Евсевия, уроженца Черного Верха, который к тому моменту построил несколько церквей и монастырей, например, в Самаре и под Оренбургом. Тульский храм действовал до 30-ых годов прошлого века, а потом был закрыт. Да так и не возобновил работу. В советское время в нем хранили крупу, а после – вовсе забросили и разорили. Но когда-то число прихожан здесь превышало тысячу.
Краевед Николай Федин рассказывает, что село Черный Верх было центром округи. И все окрестные деревни входили в приход этой церкви Дмитрия Солунского. Правда, здесь был и второй придел, который назывался Троица Живоначальная.
Здесь крестили маленького Сашу Даргомыжского – будущего известного композитора. Церковь посещали адмиралы братья Шварц – их усадьба находилась недалеко от храма. Один проявил себя при обороне Севастополя в Крымской войне, другой – в экспедиции на Дальний восток. Кстати, с немецкого фамилия «Шварц» переводится как «черный», повторяя название села - оно было основано на почвах, богатых черноземом. Сейчас в Черном Верхе постоянно проживает только один человек. Есть и несколько домов дачников. Прихода нет и восстанавливать храм не планируют. Поэтому церковь продолжит вести неравный бой со временем – один на один.