Топоры и кубки
Что творит рыбинский пауэрлифтер Валерий Смекалов Надпись на футболке «старая школа», на кепке – «дух предков», на телефоне заставка славянской тематики – работа художника Игоря Ожиганова. В спорте рыбинец Валерий Смекалов вдохновляется достижениями советских чемпионов, в творчестве – узорами тысячелетней давности, которые наносит на топоры.
Но при всем стремлении припасть к корням 38-летний горожанин постоянно развивается. Своими руками Валерий создает к силовым турнирам оригинальную атрибутику: медведей и гиревиков, богатырей и атлантов – вместо поднадоевших спорткубков. И мечтает получить художественное образование. Поясняет – «так легче будет строить композиции, проще творить».
Кажется, спорт и творчество в жизни горожанина всегда шли рядом. В детстве, как и многие рыбинские мальчишки, занимался футболом, греко-римской борьбой. Потом увлекся мотоциклами и переделывал их для себя и друзей: обновлял, украшал. Наращивал мышцы в качалке. «Тяжелые» виды спорта затянули, уже 15 лет Валерий плотно занимается пауэрлифтингом в команде единомышленников «Бурлак», даже работал фитнес-тренером. И все время что-то мастерил – дома и стену выложил под камень, и стол из смолы сделал.
Серьезнее всего Смекалова увлек русский жим. Лежа на скамье, жимовик стремится поднять штангу максимально много раз. В отличие от пауэрлифтинга, где цель спортсмена – овладеть максимально тяжелым весом. Не раз Валерий выигрывал турниры: и по русскому жиму, и по пауэрлифтингу. На стене копились медали, на полках – однообразные кубки под золото. — Эти чаши-кубки такие скучные, одинаковые: если бумажки с названием турнира от них отклеятся, уже не вспомнишь, какой кубок за что получил. Грустно. А еще у спортсменов есть такой момент: если тебя приглашают на турнир, и ты видишь, какие необычные будут медали и атрибутика, ты еще больше загораешься: «Хочу такого медведя, еду!» – рассказывает Смекалов.
Именно оригинальной атрибутикой Валерий с коллегами решили зазывать на силовой турнир «Бурлацкие забавы» в 2018-м.
— Продвигали Рыбинск, сделали название в тему. Хотелось, чтобы турнир стал многолюдным, зрелищным, пообещали за первое место кубки ручной работы, – рассказывает Валерий.
Обещание пришлось воплощать самому. Кто-то начинает с простого, а Смекалов сразу взялся за атланта. Без художественного образования лепить фигурку человека очень нелегко: Валерию пришлось и в анатомические атласы заглянуть, и в иллюстрации сборников мифов. Даже спустя четыре года, вылепив десятки фигурок, рыбинец все равно мечтает об учебе в художественной школе, тяга к самосовершенствованию не отпускает.
Медведей и богатырей он мастерит из высокопрочного скульптурного гипса. Творит прямо на кухне: «Жена ругается, ребенок рад», – смеется Валерий. А начинается все с эскиза из пластилина, затем он станет формой из силикона, куда и зальют гипс.
— Первый силикон брал наобум по интернету, в материале не разбирался – какая должна быть вязкость, жесткость, – вспоминает Валерий. – Сейчас силикон – самое затратное во всей работе: одна форма обходится около 6 тысяч рублей.
Готовые подсохшие фигурки его супруга раскрашивает под металл.
Работы Смекалова разлетаются по России: Владивосток, Севастополь, Тверь, Иваново, Кострома, Москва. Но зарабатывать кубками он цели не ставит – творчество и желание помочь братьям по железу для него перевешивают стремление к прибыли.
Второе увлечение – топоры с орнаментами – мастер тоже не держит при себе, раздаривает друзьям. Валерий оплетает топорище и рукоять старого инструмента кельтскими узорами и карельскими орнаментами.
— Дядя наводил порядок в мастерской и нашел два ржавых топора. Я их привел в порядок – шкурками, наждачкой, болгаркой. И решил украсить, – рассказывает Валерий.
На стальном полотне мастер узор вытравливает, на дереве – вырезает. Орнамент можно нанести за пару дней – если, конечно, не отвлекаться.
— До работы руками я бешеный, – смеется собеседник. – Когда мастерю, меня не дозовешься, я весь там, отдыхаю душой. Мне даже не важно, что у меня в руках – дерево или железо, лишь бы работать.
Мотивы, узоры и тонкости мастерства всегда можно подсмотреть в интернете: оказывается, по всему миру люди увлекаются украшением оружия — и холодного, и огнестрельного.
— Насмотрелся их, теперь хочу заняться меднением – буду покрывать полотно топора медью. А ведь бывают и литые топоры с орнаментами. Это моя большая мечта, следующий шаг – литейка, кузня, – делится собеседник.
Сейчас он готовит на зиму топорища, вытесывая их из обычных поленьев. Чтобы долгой рыбинской зимой преображать старые инструменты, давать им вторую жизнь.