Суд избрал меру пресечения крымским активистам по делу «Хизб ут-Тахрир»
Аббозова отправили под домашний арест, Темерьянова — в СИЗО до 10 октября. Им вменяют статью об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) в связи с предполагаемой причастностью к «Хизб ут-Тахрир». Заседание об избрании меры пресечения проходило в закрытом режиме по ходатайству ФСБ.
Об уголовном деле по статье 205.5 УК против Аббозова и Темерьянова — а также других фигурантов: Энвера Кроша, Мурата Мустафаева, Эдема Бекирова и Рината Алиева — стало известно 11 августа.
В тот день в домах крымских татар в Джанкойском районе Крыма прошли обыски, позднее шестерых человек задержали. Как предполагает активистка «Крымской солидарности» Лутфие Зудиева, силовики намеренно отключили мобильную связь у некоторых местных юристов и адвокатов, чтобы те не могли помочь фигурантам дела.
В ближайшее время меру пресечения изберут Крошу, Мустафаеву, Бекирову и Алиеву.
Согласно постановлению об обыске, правоохранители предполагают, что Энвер Крош, «не позднее 2015 года руководил ячейкой „Хизб ут-Тахрир“», а остальные задержанные были ее участниками, посещали конспиративные встречи, «осуществляли антироссийскую деятельность», склоняли жителей к участию в организации.
Издание «Ґрати» писало, что при перевозке Энвера Кроша с севера Крыма в Симферополь силовики избивали и пытали его, требуя разблокировать телефон.
18:39 Суд избрал в качестве меры пресечения Энверу Крошу и Мурату Мустафаеву заключение под стражу до 10 октября. Об этом пишет «Крымская солидарность».
«Наши подзащитные вину не признают. Говорят о том, что это чистой воды политическое преследование за их активную жизнь в Крыму», — отметил адвокат Кроша Эмиль Курбединов. Он также уточнил, что будет обжаловать постановление о мере пресечения.
Адвакат Мустафаева Эдем Семедляев рассказал, что ходатайствовал об избрании домашнего ареста для своего подзащитного, так как у него есть четверо несовершеннолетних детей, а супруга не работает.
20:13 Суд также отправил под арест до 10 октября Эдема Бекирова и Рината Алиева.
Адвокат Ислям Велиляев просил избрать для Бекирова меру пресечения в виде домашнего ареста, так как у него проблемы со зрением. «Он не видит ничего. Со своими очками даже не видит. Он не успел новые очки заказать. У него со зрением совсем плохо. У него -10, он слепой практически», — отмечал защитник.
В суде Алиев заявил, что во время обыска сотрудники выключили свет и положили его лицом вниз, а впоследствие в доме обнаружили некий журнал, который, как он утверждает, ему не принадлежит.
Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России террористической организацией. Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению информационно-аналитического центра «Сова», партия признана в России террористической неправомерно.
По данным ПЦ «Мемориал» на 22 марта 2022 года в связи с причастностью с «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуется как минимум 340 человек. Из них осуждены как минимум 231 человек, причем 176 из них приговорены к срокам свыше десяти лет колонии. Больше всего фигурантов — 94 человека — из Крыма и Севастополя. На втором месте Татарстан: в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир» преследуется как минимум 81 человек из этого региона. На третьем месте — Башкирия (53 фигуранта).