50 тысяч миль на корабле «Дзержинский»
«И в годы те в морях дороги наши были», — гласит надпись на фотоальбоме армейской службы в военно-морском флоте Петра Васильевича Мосейкина.
Море, бескрайние просторы, соленая вода, красивые закаты, все это романтика, но как же на флоте проходит служба?
Петр Васильевич родом из села Княгинино, там же окончил местную школу восьмилетку. После получения диплома 19-летнему трактористу-машинисту Севского профессионально-технического училища пришла повестка в армию.
Интересно, что с улицы Первомайская в селе Княгинино, где жил Петр, служили на флоте пять человек, включая его самого. Михаил Иванович Колбасов, Петр Михайлович и Виктор Михайлович Кулешовы были подводниками, к сожалению, последнего нет в живых. Николай Михайлович Кулешов нес службу на корабле.
Учебка длилась полгода в городе Лиепая в Латвии, там же Петр прошел курс молодого бойца вместе с земляком Александром Абрамченковым, парнем из Севска. С ним вместе находились однажды на боевой службе в Средиземноморье. Петр – на крейсере, Александр на тральщике мины ставил.
— В учебке ломается характер, чтобы «перейти на другие рельсы», — рассказывает Петр Васильевич, — вместо «хочу-не хочу» появляются «Есть!» и «Так точно»! У каждого есть свои обязанности и их надо выполнять.
Всего же старшине первой статьи Петру Васильевичу Мосейкину довелось ходить на боевую службу четыре раза.
В обязанности Петра входило обеспечить ход движения флагманского корабля «Дзержинский» (электротехнический дивизион боевой части 5). Судно в длину достигало 210 метров, в ширину – 22, на нем могли находиться 1000 матросов, по боевому распределению – 1500, что приравнивалось к целому полку.
50 тысяч миль прошел он на крейсере с 1976 по 1979 годы. Флагманский корабль заходил в другие города и государства. С каким упоением и интересом он рассматривал достопримечательности Тартуса в Сирии, Пирея в Греции, Стамбула в Турции, Ла-Гулетта в Тунисе. Ему, севскому пареньку, такое даже не могло присниться, и вряд ли представилась бы возможность там побывать, если бы не служба на флоте.
На этом же корабле путешествовала с дружеским визитом даже сама Индира Ганди, правда это было несколько ранее.
На крейсере находилась медицинская служба, где оказывали помощь квалифицированные врачи, служба снабжения, где заведовал кок. Питание было пятиразовым, меню – обильным и разнообразным, в рацион обязательно входили фрукты, сок.
Вода делилась на питьевую, мытьевую и котельную, все три вида получали из морской соленой.
К крейсеру танкер доставлял провизию, забирал почту, для передачи другому кораблю. Письма с пометкой «Ю.Я.» (южный ящик) доходили до дома быстрее.
Наиболее радушный, теплый прием ожидал моряков в Греции. Приветствовать советских служащих пришли толпы народа. Во время прогулки в Пирее можно было заглянуть туда, куда позволяли монеты. На ценниках были три цены в разной валюте, так как Пирей – крупнейший торговый город — порт. В те времена там уже были платные стоянки автомобилей, и обычным делом было попробовать газированные напитки, которые пришли в нашу страну десятилетия спустя.
В Стамбуле удивил музей, где хранится одежда правителей из чистого золота. Вместе с прибытием в другие страны менялся и климат с субтропического на тропический, более жаркий. Тогда моряки меняли и форму одежды соответственно с одноименными названиями.
В жару это — облегченный вариант: тельник, шорты, тапки с дырками.
Форма «раз», которая была только на Черноморском флоте, вся белоснежная.
Когда хотелось искупаться, в целях безопасности натягивали сетку, чтобы близко не подплыла акула. Хотя, однажды в море выловили акуленка, подняли на палубу.
Атмосфера праздника царила в бухте, когда «Дзержинский», украшенный флажками», участвовал в Севастопольском параде. Для этого предназначалась форма № 3 – бескозырка, тельник, суконные брюки, хромовые ботинки.
В долгом плавании заранее предугадывая, что не будет возможности приобрести то ли иное, брали с собой сосну для Нового года, а в преддверии праздника, как всегда украшали ее, как дома.
Может, показаться, что служба в Средиземном море – бесконечный праздник, когда можно посетить те ли иные города и страны, но это далеко не так.
— Служба медом не казалась, — говорит Петр Васильевич. Во-первых, к качке привыкнуть невозможно. У каждого были свои обязанности, которые надо было выполнять. Армия в первую очередь научила ответственности, взаимопомощи, чувству долга.
Вернулся домой в 1979 году, «якорь бросил» в городе Севске. Устроился на работу водителем в сельхозхимию, затем трудился в РЭСе водителем электромонтером по установке счетчиков.
Вместе с супругой Татьяной Сергеевной воспитали двоих детей: дочь Инну и сына Игоря. Кстати, Игорь, как и папа, тоже отслужил два года в Калининграде в морской пехоте, так что для семьи Мосейкиных день Военно-морского флота – двойной праздник.
Глава семьи сейчас на заслуженном отдыхе, вместе с женой радуются внукам. А по традиции ежегодно в свой праздник Петр Васильевич собирается вместе со всеми, кто служил в ВМФ Севского района на городской площади. Под руководством Валерия Ивановича Гудакова возлагают венок к могиле погибшего моряка — подводника Владимира Колотилина.
Затем вспоминают армейские годы, желают друг другу здоровья и благополучия, назначая новую встречу в этом же месте в следующем году.
Всем, кто служил в ВМФ, Петр Васильевич желает крепкого здоровья.
Татьяна ТУРКОВА.
Фото из армейского альбома П.В. Мосейкина.