В Севастополе действует схема распила льготной земли?
Закон, позволяющий нескольким категориям граждан бесплатно получить земельный участок для индивидуального строительства, Заксобрание Севастополя приняло ещё несколько лет назад. После этого неоднократно поднимался вопрос о том, что на деле закон не работает, поскольку нарезать землю для льготников правительство не спешит. Сейчас процесс всё-таки сдвинулся с мёртвой точки, но радоваться за льготников, похоже, рано.
«Льготники, получающие в Севастополе земельные участки, сразу же уступают их третьим лицам. На основании собранных мной фактов можно предположить наличие целой отработанной схемы по непрозрачному выделению земли, в которой сами граждане льготных категорий довольствуются крохами с барского стола, а земля уходит „налево” по коммерческим ценам», — пишет на своей странице в соцсети Антон Пархоменко.
А дальше следует разъяснение — как это работает. Право без конкурса заключить договор аренды земли сейчас есть у граждан, имеющих статус «детей войны». Ежегодная плата, которая от них при этом требуется, минимальна и доступна любому пенсионеру — утверждает депутат. После того как дом построен, участок можно выкупить в собственность по льготной ставке. Казалось бы, правительство Севастополя должно такой мерой поддержки гордиться. Но…
«Ещё в 2021 году я делал депутатский запрос в ДИЗО с просьбой привести данные — а сколько же льготников было облагодетельствовано таким образом? Однако внятного ответа не получил — мол, такую статистику мы не ведём. Уже тогда мне показалось это странным: ведь как-то же нужно анализировать, насколько эффективна такая мера поддержки, сколько человек ей воспользовались?» — пишет Пархоменко.
Обратившись в прокуратуру, он всё-таки получил часть нужной информации: как сообщил департамент имущественных и земельных отношений, с 2017-го по март 2020 года было заключено 945 договоров аренды земли. Однако сколько среди арендаторов было льготников, осталось тайной. Кстати, по данным правительства города по состоянию на апрель 2021 года в Севастополе насчитывается почти 22 тысячи «детей войны». Что заставляет задуматься — а хватит ли земли, которой в Севастополе практически нет, на всех?
«И тут вдруг люди, которым у меня нет оснований не доверять, сообщили мне интересную информацию. Оказывается, в одном из сёл Севастополя был замечен „десант” — к старикам приезжала группа людей, которые на месте оформляли документы. Льготники, согласно этой информации, делегировали право на представление их интересов специально обученным людям и заодно переуступали право аренды полагающихся им земельных участков, получая при этом взамен 200 тысяч рублей наличными. Документы прямо на месте заверял нотариус», — рассказывает депутат.
Конечно, запретить льготнику распоряжаться полученным участком никто не может. Но какова, оцените, предложенная пожилым людям сумма?
«Возникает вопрос: а хорошо ли понимали люди суть подписываемых ими документов? Я напомню, что самым младшим льготникам категории „дети войны” 85 лет и более. Не похоже ли это на мошенничество на доверии?
С этими данными я обратился в прокуратуру Севастополя, указав кадастровые номера участков и попросив проверить — являлись ли льготники конечными благополучателями. Выяснилось: в пяти случаях из пяти права аренды были переданы льготниками третьим лицам по соответствующим договорам», — сообщает Пархоменко.
В ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что жалоб о нарушении прав льготников в связи с переуступкой права аренды земельных участков от них не поступало. Не зафиксированы и факты заключения договора против воли арендатора.
«Люди получили, наверное, по 200 тысяч наличными и, возможно, даже остались довольны. Преступление без жертвы! А если бы льготники занимались этим вопросом самостоятельно, вряд ли у них получилось бы правильно подготовить документы. Вот и выходит, что все довольны — и „дети войны” получили копеечку, и посредники неплохо „наварили”, и правительство выполнило социальные гарантии.
Только вот очевидно, что используется эта схема для масштабной „нарезки” земли, последующего её выделения без конкурса и продажи на рынке — и никакие жилищные условия льготников это никак не улучшает», — констатирует Антон Пархоменко.
Выходом из этой ситуации, считает он, могло бы стать внесение в условия выдачи льготной земли уточнения о запрете уступать, передавать или продавать это право аренды.
«Тогда люди будут получать землю для целевого использования и не станут участниками серых схем», — считает депутат.
Ольга Смирнова