В день рождения адмирала Нахимова к его памятнику несут цветы, а нужно – оторванные сабли, ружья и банники
Конечно, в 220-летие Павла Степановича не хочется говорить о негативе, но, с другой стороны, такое большое событие – хороший способ максимально осветить проблему, чтобы наконец решить ее.
Речь идет о состоянии памятника выдающемуся адмиралу. На первый взгляд, монумент не вызывает тревоги. Но на самом деле все не так радужно.
Если внимательно посмотреть на пьедестал с обращенной к морю стороны, можно увидеть надпись «Смертельно ранен на Малаховом кургане (Корниловском бастионе) 28 июня – умер 30 июня 1855 года».
Слова «На Малаховом кургане» отошли от гранита. Буквы «В» и «Е» в этой же фразе, вероятно, были отломаны, а потом криво и грубо приделаны назад. Похожая беда случилась с буквой «Е» в слове «ранен». Бесследно пропала закрывающая скобка после слова «бастионе».
Еще более печальная картина на многофигурных горельефах, которые служат подлинным украшением памятника и всегда привлекают внимание туристов. Многие скульптуры с момента установки памятника потеряли части сабель, банников и других элементов.
В частности, на горельефе «Беседа Нахимова с матросами» один из комендоров, подняв правую руку, сжимает в ней пустоту (4-я фигура справа). Изначально там был банник – принадлежность для чистки канала ствола пушки.
На горельефе «Синопский бой» обломаны сабли у Нахимова и второго офицера, двое матросов лишились банников, а барабанщик – палочек.
Раньше наклонившиеся к орудиям матросы держали в руках пальники (приспособления для поджигания порохового заряда в пушке) – один из них пропал, а бронзовый огонёк со второго был скручен уже через несколько лет после установки монумента (судя по одной из любительских фотографий 1966 года).
Горельеф «Четвёртый бастион» тоже пострадал: обломаны четыре ружья и сабля, утрачен банник.
Обращает на себя внимание, что многие из уничтоженных деталей довольно толстые: чтобы их сломать, нужно немалое усилие, то есть это не могло произойти случайно.
Явно упорно работали «благодарные потомки».
В целом на монументе недостаёт не менее 17 элементов, нуждаются в закреплении буквы на тыльной стороне пьедестала и цепь одного из якорей.
В управлении охраны объектов культурного наследия Севастополя ForPost сообщили, что, согласно действующему законодательству, управление проводит обследование и фотофиксацию состояния объектов культурного наследия один раз в 5 лет (многим утратам гораздо больше 5 лет).
Касательно обломанных элементов скульптур в Севнаследии не сказали ничего.
«По состоянию на 24.06.2022 заявлений от собственников/законных владельцев объекта культурного наследия, обозначенного в вашем запросе, на предоставление государственной услуги по выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации в управление не поступало», – сказано в ответе главы ведомства Ирины Масликовой.
Ситуация с собственником/законным владельцем памятника адмиралу Нахимову непонятная.
Как пояснили ForPost в департаменте по земельным и имущественным отношениям, памятник, как объект ОКН, планируют закрепить за ГБУ «Парки и скверы».
Однако этого пока не произошло.
Источник ForPost в правительстве города рассказал, что это очень сложный вопрос.
«Балансодержатель сразу же должен будет принять объект, разработать проект реставрации и выполнить эти работы – а это огромные деньги», – сказал собеседник ForPost.
На этом фоне странно читать высокопарные высказывания севастопольских чиновников и политиков о роли и значении великого адмирала Павла Степановича Нахимова, о его почитании и памяти.
«Можно придумать много отговорок, оправдывающих безобразное состояние памятников первой обороны Севастополя, и самая смехотворная из них – «нет денег». С 2014 года у нас появились несколько памятников и квазипамятников, а средств на реставрацию главного монумента на главной площади «нет», – сказал ForPost заместитель председателя севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин.
Ранее ForPost публиковал со Степаном Самошиным большое интервью.
Глеб Вадатурский
Фото Степан Самошин, Юлия Блоцкая, Тарас Любимов