Незаконно перепланировавшим свое жилье севастопольцам грозит высшая мера
Уведомление о подготовке проекта приказа департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об утверждении «Порядка приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирных домах на территории города Севастополя в прежнее состояние» было опубликовано на сайте городского правительства 28 апреля 2022 года. На сегодняшний день порядок разработан, но официально не утверждён.
Как говорится в документе, никем не согласованная перепланировка, проведённая с нарушениями строительных норм и правил, чревата угрозами жизни и здоровью граждан, поскольку нередко в результате таких переделок страдают несущие конструкции дома либо нарушается работа внутридомовых систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Однако реального механизма воздействия на нарушителей в Севастополе до сих пор не было. Хотя разработать и принять его региональные власти обязывает федеральное законодательство.
Этот же аспект подчеркнул в разговоре с ForPost и директор департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Максим Жукалов.
«Документ необходимо было принимать — Жилищный кодекс это прямо предусматривает. И ответственность возлагается на органы, которые выдают разрешение на выполнение работ по перепланировке и переустройству. У Госжилнадзора уже накопилась судебная практика по делам, которые они выиграли, но исполнить решения служба судебных приставов пока не может», — говорит он.
Как сообщил ForPost Максим Жукалов, сейчас завершается процедура оценки регулирующего воздействия документа, который окажет влияние на жизнь как собственников жилья, так и бизнеса. Замечания к нему пока нашлись только у Госжилнадзора.
«Они просили прописать в нормативно-правовом акте, что рассмотрение вопроса и направление предписания департамента о приведении помещения в первоначальное состояние осуществляется на сновании составленного сотрудниками Госжилнадзора протокола о привлечении собственников такой квартиры к административной ответственности. И мы это замечание уже учли», — рассказал глава департамента.
Вынесенные в заголовок новости грозные слова о «высшей мере» не выдуманы журналистами для устрашения читателей: они красуются в самом начале сегодняшнего проекта документа. Однако и это, подчёркивает Максим Жукалов, не самоуправство севастопольских чиновников.
«Статья 29 Жилищного кодекса РФ прямо это предусматривает — в случае, когда собственник злостно уклоняется от приведения в первоначальное состояние помещения, эксплуатация которого несёт угрозу для жизни и здоровья других людей, — поясняет он. — Мы должны понимать, что речь идёт не об индивидуальных, а о многоквартирных жилых домах, где безопасность собственников зависит от их соседей. Поэтому учитывать законные права и интересы других проживающих в доме людей необходимо».
«Высшую меру», то есть продажу квартиры с торгов, может назначить только суд. В этом случае нового собственника обяжут привести жильё в нормативное состояние. А прежнему вернут вырученные в результате продажи средства за вычетом стоимости работ по исправлению сделанного.
«Конечно, деньги прежнему собственнику отдадут, хотя и не полностью. Но это всё равно как минимум неприятно, и не хотелось бы до этого доводить», — говорит Максим Жукалов.
В других городах такая практика уже применялась — так, в 2013 году «высшая мера» была назначена Нагатинским районным судом жителю Москвы, который снёс в своей квартире несущую стену. Подобная перепланировка грозит очень серьёзными последствиями, вплоть до разрушения дома.
В Севастополе, по словам Максима Жукалова, также есть примеры сноса несущих конструкций. Как и размещения жилых комнат над санузлами и кухнями или наоборот — и то и другое недопустимо. А вот тем, кто застеклил балкон, «высшая мера» ни в коем случае не грозит. Как ещё раз подчеркнул глава департамента, главным критерием при принятии такого решения является не эстетическая составляющая, а наличие угрозы безопасности людей.
Ещё одна популярная «переделка» — присоединение к квартире лоджии или балкона. Но тут, по выражению Максима Жукалова, «всё очень тонко».
«Лоджия по определению — помещение, двумя сторонами примыкающее к ограждающим конструкциям дома. Балкон — не помещение, это просто площадка. В отношении балкона присоединение не допускается, если же речь идёт о лоджии, при наличии проекта проведение перепланировки с присоединением и утеплением допустимо», — говорит он.
Утвердить Порядок приведения самовольно перепланированных квартир в прежнее состояние департамент надеется до конца июня.
Ольга Смирнова