Судьбу земли Севастополя на слушаниях часто решает всего один человек
Так, на проходящих с 28 января по 28 февраля общественных обсуждениях «Проекта межевания территории в районе ул. Горпищенко, 2» был отмечен всего один участник, предложивший идеи по межеванию земельного участка под котельную. За месяц общественных обсуждений «Проекта планировки и проекта межевания территории кадастрового квартала 91:01:073002 в районе ул. Раенко, г. Севастополь» поступило одно замечание, автор которого в полном объеме поддержал проект, и его мнение по поводу целого кадастрового квартала было увековечено протоколом.
Бывают случаи, когда количество зафиксированных мнений больше одного, но разницы в конечном итоге никакой. Обсуждение «Проекта планировки и проекта межевания территории в районе пр. Октябрьской Революции – сквера им. Астана Кесаева» в г. Севастополе» принесло 21 замечание от граждан, которые, все как один, сводились к фразе «поддерживает в полном объёме».
По словам директора департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Максима Жукалова, нижний порог числа участников слушаний действительно не установлен, и общественное обсуждение из одного человека считается легитимным.
«Федеральное и региональное законодательство эти отношения не регулируют никак», – пояснил Максим Жукалов.
Задача департамента, подчеркнул он, сводится к обязанности обеспечить надлежащую публикацию о предстоящих общественных обсуждениях и проинформировать население.
Более того: нельзя исключать, что в обозримой перспективе общественных обсуждений будет в принципе меньше. По словам Максима Жукалова, 2 апреля этого года правительством РФ был принят подзаконный акт, который позволяет субъектам установить случаи, при которых общественные обсуждения вообще не проводятся.
По мнению председателя постоянного комитета законодательного собрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслава Горелова, всё происходящее может говорить о попытках вывести севастопольцев «за скобки» обсуждения проектов, влияющих на весь город.
Он напомнил, что изначально регламенты общественных обсуждений утверждались для того, чтобы устранить от принятия решений по межеванию и другим земельным вопросам людей, аффилированных с застройщиком.
«Застройщик приводит толпу своих сотрудников, за полчаса-час до обсуждения, приходят граждане – им говорят, мест уже нет. «Участники слушаний», представляющие самого застройщика, принимают то решение, которое ему нужно», – описал случаи из практики принятия градостроительных решений в Севастополе Вячеслав Горелов.
Однако, объяснил парламентарий, идея допускать к обсуждениям только тех граждан, которые являются правообладателями находящихся в границах проектирования участков, тоже не свободна от уязвимостей.
«Рисуется некая граница земельного участка, в отношении которого разрабатывается проект межевания и планировки. Границы специально выбираются так, что в них попадают только те, кто заинтересован в этом проекте», – описал ситуацию Вячеслав Горелов.
Даже в тех случаях, если на обсуждения попадают люди с альтернативным мнением, они по итогам всех административно-организационных мероприятий оказываются в меньшинстве. Здесь можно вспомнить общественные обсуждения планирования мыса Хрустальный – первое общественное обсуждение с большим числом участников показало категорическое неприятие идей «культурного кластера» при нескольких жилых домах при нем. На повторных слушаниях уже привлекались только те, кто по новым правилам считается относящимся к обсуждаемому земельному участку – и результаты оказались прямо противоположными.
Возникает исключительно удобная ситуация, когда мнение по поводу судьбы земельного участка выражает только тот, кто на этом участке планирует проект и выступает заказчиком планировки.
«Вся история публичных слушаний и обсуждений превратилась в профанацию», – считает Вячеслав Горелов.
Под красивым флагом, предупреждает глава комитета, от принятия решений по судьбе города отстранили большое количество людей, которые живут в Севастополе и имеют вполне конкретное отношение к этой территории.
Вызывает большую тревогу, отмечает Вячеслав Горелов, что политика игнорирования мнения севастопольцев становится общепринятой практикой: формально позиция может быть выслушана и даже зафиксирована, но на процесс она не влияет никак.
«Когда люди пришли и высказались «против» по мысу Хрустальный, что сказали в департаменте архитектуры? Мнение людей «носит рекомендательный характер», – напомнил Вячеслав Горелов.
Интересно, что общественных обсуждений в ближайшем будущем может стать ещё меньше.
«2 апреля этого года принят подзаконный акт правительства РФ, который позволяет субъектам право установить случаи, когда общественные обсуждения вообще не проводятся», - сообщил директор департамента архитектуры Максим Жукалов.
Николай Сведски