С фасадом знакового здания Херсонеса нельзя было работать механическим способом
Один их важнейших вопросов к ремонту настоятельского корпуса – целесообразность механической зачистки фасада здания.
Заместитель директора «Херсонеса Таврического» Татьяна Сарапулкина объясняет фасадные работы борьбой с биологическим заражением камня.
«Здесь и плесень, и грибок, и лишайники. Мы специальных анализов не делали на видовую принадлежность плесени, но здание начинает зеленеть. Из-за того, что камень не отталкивает влагу, а впитывает, эта плесень начала образовываться внутри здания», – сказала Татьяна Сарапулкина.
Севастопольский реставратор Анатолий Пряшников считает, что проблему грибков и плесени можно было решить более щадящим камень методом.
«Лет 100 существуют средства для очистки биологических поражений, а последние 10–15 лет произошла революция в строительной химии. Есть прекрасные средства, которые способны бороться с биологическими поражениями, удалять их из пористых известняков без ущерба камню. По мне достаточно было этот фасад где-то фрагментарно отреставрировать, где есть утраты. И просто произвести его консервацию. А механизированный способ очистки уничтожает фактуру этого камня», – подчеркнул он.
По его словам, за годы существования здания камень покрылся защитным слоем, который удалили механическим способом, подвергнув кладку внешнему воздействию.
«Видно, эти специалисты не знают, что это как раз известняк выстоявший – верхняя его часть уже отреагировала. Она химически не активна и по сути является консервантом этой кладки или облицовки. Зачем было счищать, чтобы подвергать этот известняк воздействию внешних факторов?» – негодует Анатолий Пряшников.
Глеб Вадатурский