В Севастополе деньги опять улетели в трубу
Проектировали-проектировали и выпроектировали
Острейшую ситуацию с канализованием Байдарской и Варнаутской долин депутаты Заксобрания рассматривали неоднократно. Подробный разговор об этом состоялся в октябре 2021 года. Однако ни к каким практическим результатам это не привело, а решать вопрос надо. Об этом написали в своем обращении в Заксобрание местные жители.
Председатель бюджетной комиссии Вячеслав Аксенов на заседании еще раз напомнил: ситуация в Байдарской долине очень сложная. Старая система канализования изношена и не отвечает современному состоянию территории с постоянно растущим числом жителей. Но есть на карте долины и особенно горячие точки. На протяжении многих лет власти обещают решить вопрос с водоснабжением сел Резерсное и Гончарное, но воду сюда по-прежнему завозят бочками.
«Уже несколько раз выделялись деньги, и вот очередная информация: выделенных 24 миллионов недостаточно, требуется 85 миллионов. А на все строительно-монтажные работы - миллиард. В результате нам говорят, что с 2023 года вопрос сдвигается на 2026 - 2027-й», - сообщил Вячеслав Аксенов.
Нетерпимая ситуация, напомнил он, и в Орлином, где напротив медицинского учреждения из-за отсутствия нормальной канализации стоит настоящее «зловонное болото».
«И все это стекает в речку Байдарка с в наше водохранилище», - констатировал депутат.
Председатель Заксобрания Владимир Немцев озвучил ответ, полученный из Министерства экономического развития. В нем говорится, что госпрограммой развития Севастополя и Крыма предусмотрено проведение работ по водоснабжению Резервного и Гончарного в 2024 году. Что касается остального, сейчас министерство разрабатывает программу до 2030 года, однако никаких предложений от правительства Севастополя не поступало.
«Более тысячи человек ждут решения, - напомнил Немцев. - Хотелось бы понять - что у нас вообще происходит, в какой точке траектории решения этого вопроса мы находимся?»
Представитель «Водоканала» подтвердили: часть стоков действительно поступает в Байдарку. Все потому, что в свое время в Орлином не была запущена насосная станция. В целом же в Байдарской долине было предусмотрено строительство сетей и насосной станции в каждом селе. Был разработан и проект реконструкции очистных. Но камнем преткновения оказался вопрос о точке сброса стоков. Ни один предложенный вариант не получил положительного заключения.
Глава Севприроднадзора Юлия Гаврилова пояснила: положительного заключения не могло быть, поскольку проект не учитывает наличия зоны охраны Чернореченского водохранилища и Инкерманского водозабора. Размещать точки зрения в границах этих зон категорически запрещает российское законодательство.
Кто виноват
Созданная с учетом «большого резонанса и активности жителей» рабочая группа при Севприроднадзоре рассмотрела другие возможные варианты, в том числе - вывод стоков в Черное море в районе Ласпи. Но это, подчеркнула Юлия Гаврилова, один из вариантов: принять решение в рамках рабочей группы невозможно. Нужна серьезная проектная организация, которая все просчитает и предложит решение на основе полного комплекса изысканий. В том числе - в части проницаемости грунтов.
Прозвучало и предложение главы комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслава Горелова - рассмотреть вариант с выводом уже очищенных стоков в район Кацавели, где сейчас идет большое строительство.
«Мы подняли геологическую информацию и посмотрели, что с точки зрения геологии это возможно», - сказала Юлия Гаврилова.
Однако для этого нужно построить проходной тоннель длиной около 2 километров. Стоимость километра такого тоннеля, по оценкам специалистов, - около 11 миллиардов рублей.
Есть, по словам Гавриловой, и «абсолютно феерические» варианты, стоимость которых превышает все объекты канализования, вместе взятые. И все-таки решение этой задачи, подчеркнула глава Севприроднадзора, - одна из глобальных экологических задач, которые стоят сейчас перед регионом.
«Чернореченское водохранилище - стратегический источник водоснабжения», - напомнила она.
При этом загрязняющие вещества в водохранилище, с учетом характера грунтов, поступают «достаточно быстро».
У депутата Андрей Куринова сразу возник вопрос - а не обращались ли севастопольские власти к федеральным законодателям с просьбой изменить Водный кодекс. Но другие присутствующие дали понять, что это было бы неправильно. А Екатерина Бубнова предложила другой вариант - упорядочить, наконец, застройку Байдарской и Варнаутской долин.
Позже с предложением ввести на застройку мораторий выступил и Роман Кияшко. А у Вячеслава Горелова возник «очень простой вопрос» к представителям правительства. Он попросил ответить - кто разрабатывал задание на проектирование, в результате которого родился не прошедший экспертизу проект?
Ему ответили, что виновных надо искать не там: в техзадании достаточно строки о соответствии проекта всем нормам законодательства. А уж учесть все существующие ограничения - обязанности проектировщика.
«То есть это чистый прокол проектировщика?» - уточнил Горелов.
«У меня есть основания полагать, что да», - ответила Юлия Гаврилова.
И что делать
Второй вопрос касался тех, кто принимал проект, и возможности вернуть уже выплаченные деньги - 20 миллионов рублей.
«Потрачены серьезные бюджетные средства, - сказал Сергей Борисов. - Мы тут, бывает, за 2 миллиона бьемся, потому что деньги нужны и там и там, а тут 20 миллионов!»
Отвечая на вопрос Елены Глотовой, представители правительства признали, что попытки вернуть деньги не предпринимались. Хотя уволен за эту историю вроде бы кто-то был. Депутаты считают, что оставить все как есть невозможно. Но и ограничиваться только вопросом о возвращении средств нельзя. Вячеслав Аксенов предложил провести еще одно заседание, на этот раз - с приглашением замгубернатора Алексея Парикина, и внести наконец ясность в этот больной вопрос. Ведь даже на расчет объема средств, которые необходимы для его решения, правительство просит время до конца 2022 года!
«А потом проект устареет», - заметил Роман Кияшко.
До заседания с участием замгубернатора, считает Владимир Немцев, нужно предложить правительству начать претензионную работу по возвращению бюджетных средств и сформулировать предложения для Минэкономразвития - если программа до 2030 года будет сформирована раньше, чем Севастополь заявит о своих потребностях, денег на решение проблемы Байдарской и Варнаутской долин у города не будет.
Ольга Смирнова